ISSN 2309-7078
Язык: ru

ИЗВЕСТИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ДОВУЗОВСКОГО ЭТАПА ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД (2024)
Выпуск: № 1 (302) (2024)
Авторы: Олейникова Ольга Николаевна

В статье сделана попытка доказать необходимость преподавания иностранным слушателям довузовского этапа подготовки вузов системы МВД России, наряду с аспектом общего владения русским языком как иностранным языком и аспектом научного стиля речи, особого лексико-грамматического контента, без владения которым затруднительна качественная языковая подготовка будущих первокурсников-иностранцев. Цель публикации - проанализировать лексические единицы этого контента, имеющие наиболее высокую частотность в речи курсантов. На сегодняшний день работ, посвящённых обозначенной теме, нет.

Сохранить в закладках
РОЛЬ И МЕСТО КУРСАНТСКОГО ЖАРГОНА В ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ (2024)
Выпуск: № 1 (302) (2024)
Авторы: Олейникова Ольга Николаевна

В публикации рассматривается вопрос необходимости включать в учебный материал по русскому языку как иностранному языку, предназначенный для иностранных слушателей, в том числе довузовского этапа обучения, лексические единицы, представляющие собой слова и выражения, относящиеся к курсантскому жаргону. Впервые анализируются некоторые лексические особенности курсантского жаргона, используемого в системе МВД России, и определяются пути его пополнения. Излагаются принципы подготовки специальных учебных материалов, включающих жаргонные лексические единицы, для иностранных слушателей Воронежского института МВД. Новизна работы определяется самим предметом исследования, а ее актуальность - ориентированностью на решение дискуссионных методических проблем отбора лексического материала для обучения русскому языку иностранных слушателей специальных вузов.

Сохранить в закладках
СТРУКТУРНО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕРМИНОВ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА (2024)
Выпуск: № 2 (303) (2024)
Авторы: Еремеева Оксана Алексеевна

Cтатья посвящена проблемам современной русской методической терминологии. Предметом рассмотрения являются специальные номинации сферы методики преподавания русского языка в школе, которые впервые анализируются с точки зрения их структурно-грамматических особенностей. Предлагается классификация исследуемых терминологических единиц в соответствии с их структурно-грамматическими характеристиками. Делаются выводы о специфических особенностях терминов методики преподавания русского языка в русской лингвокультуре XXI века по сравнению с терминологией сферы современного российского образования в целом. Утверждается, что большинство таких особенностей объясняется включенностью в состав единиц рассматриваемой терминосистемы модификатора «русский язык», представляющего собой двухкомпонентное устойчивое словосочетание.

Сохранить в закладках
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В ЯЗЫКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (2024)
Выпуск: № 2 (303) (2024)
Авторы: Гей Фама

Статья посвящена исследованию процессов заимствования в языке государственного управления досоветского периода, которые оказали большое влияние на качественно-количественные характеристики лексического словаря русского языка и до настоящего время не являлись предметом тщательного изучения в новейшей научной лингвистической литературе. Основное внимание в работе уделяется характеристике заимствованной лексики, рассматриваемой с точки зрения языка-источника и способа вхождения в систему принимающего языка. Было установлено, что большая часть словесных знаков входит в обиход русского человека из западноевропейских языков через переводы политической литературы и представлена словами разных частей речи. Многие сугубо национальные термины стремительно адаптируются к системе принимающего языка и нередко становятся интернациональными. Актуализация устаревших иностранных слов и их употребление в официальной печати в переносных значениях и стремительное превращение неологизмов в архаизмы и историзмы рассматриваются как отличительные особенности функционирования заимствованной лексики государственного управления исследуемого периода. Делается вывод о том, что процессы лексического заимствования обусловливают изменение синонимических отношений и стилистических характеристик лексических единиц, а также расширение и усложнение значений словесных знаков.


Сохранить в закладках