ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО. СЕРИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
Архив статей журнала
Проведено исследование развития региональной экономики Российской Федерации в ракурсе технологического суверенитета с позиций научно-исследовательской деятельности, инновационной и цифровой трансформации реального сектора экономики. Объектами исследования являлись 85 регионов Российской Федерации, аттестуемых девятью показателями, выбранными с сайта Росстата согласно авторскому представлению. Многофакторная задача, описывающая состояние экономики регионов России, решена с помощью продуктивного метода кластерного анализа на основании нейронных сетей, являющих собой важный элемент искусственного интеллекта и воплощенных на платформе аналитического программного пакета Loginom. В результате нейросетевого кластерного анализа регионы РФ сгруппировались по шести кластерным образованиям. Оценено качество разграничения регионов на кластеры - кластерного решения. Показана независимость кластерного решения от нахождения регионов России в составе федеральных округов Российской Федерации. Выявлен различный уровень современного развития региональной экономики по множеству рассматриваемых индикаторов в масштабе кластеров. Проведено ранжирование результатов исследования в аспекте выравнивания несоразмерности в развитии инновационной деятельности регионов Российской Федерации. С экономической точки зрения проанализированы особенности инновационного развития регионов РФ с целью привлечения имеющихся резервов для активизации в усилении технологического суверенитета страны. Результаты работы могут оказать помощь при выстраивании стратегических направлений, устремленных на стимулирование инновационной составляющей в экономике регионов России, повышение сбалансированности развития региональной экономики в фокусе технологического суверенитета в обстановке больших вызовов внешних факторов.
Цель исследования состоит в обосновании необходимости применения гибкого проектного управления межрегиональным взаимодействием, в котором одним из основных факторов являются университеты. Реалии современности диктуют необходимость укрепления научного и инновационного потенциала, внося значительные корректировки в устоявшиеся модели кооперации между странами. Курс на автаркию и задачи по укреплению технологического суверенитета, направленные на аккумулирование внутренних ресурсов, провоцируют на поиск новых решений, прежде всего в сфере науки и образования. В этом ключе в статье рассмотрены основные тенденции в образовательной среде именно высших учебных заведений, как центров изобретательской активности и подготовки высококвалифицированных кадров. Выявлено, что количество университетов имеет динамику снижения, однако по большей части это связано с оптимизацией и повышением качества обучения. Также рассмотрены государственные программы, направленные на развитие университетов, самой масштабной из которых является «Приоритет-2030». Авторы рассматривают регионы РФ и соотносят их с уровнем инновационного развития и количеством университетов - участников программы, из чего делается вывод, что субъекты, в которых присутствует превалирующее большинство университетов, более инновационно развитые. Одной из задач программы «Приоритет-2030» является расширение сетевого взаимодействия, которое предполагает межрегиональное сотрудничество. Однако анализ, проведенный в статье, указывает, что формы межрегионального взаимодействия между вузами не проработаны в достаточной степени. Одним из решений данной проблемы является разработка совместных исследовательских или образовательных проектов, при этом появляется большое количество задач, которые в процессе реализации проектов нуждаются в корректировке в соответствии с основными трендами и изменчивостью внешней среды.