ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО. СЕРИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
Архив статей журнала
Представлены результаты пилотного исследования самых молодых из нынешних взрослых - поколенияZ. На примере межпоколенных отношений со «старшими взрослыми» - бабушками и дедушками мы пытаемся определить черты зумеров, их ценности и способы выстраивания отношений, поведение в конфликтных ситуациях. Для анализа используется концепция поколения. Эмпирическими материалами послужили интервью со студентами 18-21 лет. Несмотря на цифровизацию и обилие информации (а возможно, и благодаря им) прародители в глазах молодых являются авторитетным источником знаний о прошлом как конкретной семьи, так и шире - страны и эпохи. Бабушки и дедушки, будучи «родом из СССР», с одной стороны, кажутся в чем-то безнадежно далекими от современности, но одновременно с тем служат ценным и живым источником знаний о той стране, которую молодые уже не застали. Для зумеров большую ценность имеют уважение к личным границам и чужому мнению - это они демонстрируют сами и того же ждут от старших. В случае конфликтов зумеры предпочитают избегать их, не затрагивая «опасные темы» или же соглашаясь «на словах», но продолжая думать и делать «по-своему». Для зумеров важны близкие доверительные контакты, и прародитель (чаще бабушка) вполне успешно выполняет роль поддерживающего взрослого, которому можно доверять и который может оказать психологическую поддержку. В свою очередь, поколение Z - «цифровые аборигены» являются экспертами и проводниками в цифровом мире для своих прародителей, заслуживая тем самым авторитет и выстраивая отношения из позиции «взрослый - взрослому». Таким образом, можно говорить о возникновении некоего уникального пространства межпоколенного обмена, в котором прародитель является для младших поддерживающим взрослым и уникальным источником знаний о прошлом (не только семьи, но и страны), а младшие для бабушек и дедушек - часто единственными и оттого очень значимыми проводниками в наступившее цифровое будущее.
Изучению отдельных аспектов старения должно предшествовать представление о старости как о сложном, многоплановом процессе в единстве биологического, социального и психологического измерений. Процесс биологического старения не является равномерным и подвержен влиянию социальных и индивидуально-психологических факторов. Биологические различия, как и критерии старения, являются ценностно-нейтральными, но основанием для гендерных различий. Гендерные различия, закрепленные в культуре, превращаются в гендерные стереотипы, которые могут оборачиваться гендерной дискриминацией. Не все гендерные различия приводят к гендерному неравенству, которое оценивается не только как несправедливое, но и справедливое. Представление о справедливости рождается в процессе оценки гендерных различий и требует учета альтернативных интерпретаций. В современном мире большую опасность представляют не столько гендерные различия, сколько их стирание. Отождествление гендерного равенства с одинаковостью является серьезной угрозой будущему человечества. На основе вторичного анализа результатов исследований (Всемирное исследование ценностей, исследования здоровья россиян Института социологии РАН, исследования отношения к техническому прогрессу Т.А. Нестик, роль семейного статуса пожилых С. Арбер) и статистических данных авторы анализируют гендерную специфику образа и качества жизни пожилых людей. Выделены сходные характеристики старения мужчин и женщин: ухудшение здоровья (и объективных показателей, и самочувствия), сужение круга общения, снижение активности во многих сферах деятельности. Мужчины дольше продолжают трудовую, профессиональную деятельность, вовлечены в большее количество социальных сфер, сохраняют высокий уровень субъектности. Но в семейную сферу, которая в силу жизненных обстоятельств становится для большей части пожилых людей основной, женщины включены полнее.