Архив статей журнала

ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕШНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ (2022)
Выпуск: № 2 (34), Том 9 (2022)
Авторы: Давыдов Алексей Трофимович, Бутко Дмитрий Юрьевич, Конончук Виталий Витальевич, Тюкавин Александр Иванович

В данной статье авторы анализируют характер корреляции академической успеваемости и уровня психической адаптации среди 17-летних подростков.

В результате проведенного исследования было установлено, что в пределах данной возрастной группы успешность академической успеваемости находится в прямой зависимости от динамики показателя уровня психической адаптации: чем выше был уровень психической адаптации у респондентов, тем лучшей оказывалась их академическая успеваемость. При этом замечено, что в течение всего периода проведения эксперимента показатели степени психической адаптации среди 17-летних испытуемых постепенно возрастали.

Более устойчивыми к дезадаптации оказались подростки с правополушарной латерализацией головного мозга. При этом средние показатели высокой успеваемости при правополушарной латерализации головного мозга оказались достоверно выше. Высокая успеваемость оказалась достоверно выше у подростков с хорошим исходным и стабильным уровнем психической адаптации, а также у подростков, уровень психической адаптации которых в течение периода исследования имел отчетливую тенденцию к росту.

Сохранить в закладках
АДДИКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ НЕСУИЦИДАЛЬНОГО САМОПОВРЕЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ (2023)
Выпуск: № 7 (47), Том 10 (2023)
Авторы: Султанова Аклима Накиповна, Чут Ульяна Юрьевна

Несуицидальное самоповреждение у подростков является актуальной проблемой современности, которая отмечается во многих зарубежных и отечественных исследованиях десятилетия. Некоторые исследователи сходятся во мнении, что самотравмирование обладает компонентом зависимого поведения и соотносится с фазами аддиктивной реализации. Отраженное в работе исследование включает изучение воспринимаемого материнского отношения и школьного факторов в группе подростков с самоповреждением. В настоящей статьей представлен анализ социальной среды подростка с самоповреждением с точки зрения триггера аддиктивного процесса. Полученные данные несколько упрочивают концепцию несуицидального самоповреждающего поведения как вероятно закрепляемой процессной аддикции.

Сохранить в закладках
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ КАК ПРЕДИКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (2023)
Выпуск: № 6 (46), Том 10 (2023)
Авторы: Жданова Наталья Евгеньевна

В статье изложены результаты проведенного эмпирического исследования склонности к девиантному поведению подростков в аспекте проявлениях их психологических защит, определены достоверные различия в показателях психологических защит и склонности к девиантному поведению у мальчиков и девочек подросткового возраста. В результате корреляционного анализа были выявлены особенности взаимосвязей психологических защит и склонности к девиантному поведению у мальчиков и девочек подросткового возраста. Мы также пришли к выводу о необходимости разработки и реализации программы профилактики девиантного поведения подростков. В связи с вышеизложенным, авторами настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы девиантного поведения подростков и применяемых ими механизмов психологических защит.

Сохранить в закладках
ДЕПРЕССИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ (2023)
Выпуск: № 6 (46), Том 10 (2023)
Авторы: Султанова Аклима Накиповна, Чут Ульяна Юрьевна

Эмоционально-поведенческие нарушения подросткового возраста – актуальная проблема современности. В настоящей статье впервые исследуется проблематика подростковой депрессии, которая не соответствует основным критериям депрессивного эпизода по патопсихологическим маркёрам – на фоне стойкого снижения настроения и признаков дезадаптации отсутствие изменений протекания высших психических функций. Предъявляемая подростками симптоматика затрагивает уровень антивитальных переживаний, проявляясь самоповреждающим поведением и суицидальной активностью. В представленной работе анализируется характер протекания высших психических функций подростков с «неистинной депрессией», а также особенности актуального эмоционального состояния, учитывая пролонгированное негативное влияние на становление идентичности подростка.

Сохранить в закладках
ПОНЯТИЕ ОБРАЗА МИРА ПОДРОСТКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2023)
Выпуск: № 4 (44), Том 10 (2023)
Авторы: Наплавкова Мария Александровна

В статье представлены обобщенные результаты анализа многолетних теоретических и эмпирических исследований, посвященных изучению образа мира подростков. Актуальность исследования определяется влиянием компьютерных технологий на развитие личности современных подростков и влиянием этих процессов на формирования целостного образа мира. Определяется содержание данного феномена, его особенности формирования и структурные характеристики субъективного образа мира подростков. Особое внимание уделено особенностям образа мира подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы, что существенно влияет на его формирование и их психологическое благополучие. Новизна исследования заключается в том, что оно направлено на углубленное понимание взаимосвязи между образом мира и эмоционально-волевыми нарушениями у подростков, что представляет малоизученную область в психологии. В результате показано, что картина мира подростков представлена как многомерная психологическая структура, объединяющая феноменологический, личностно-смысловой, рефлексивный и социальный компоненты. Выявлено, что подростковый возраст является сензитивным периодом взаимообусловливания различных компонентов эмоциональной сферы личности и формирующимся образом мира молодого человека. Определено, что представление подростков о мире может быть сильно искажено из-за поведенческих и адаптационных проблем, в основе которых лежат нарушения процесса развития эмоционально-волевой сферы личности. Также, образ мира может меняться в зависимости от того, какие жизненные события происходят в жизни подростков, что осложняет задачу понимания их внутреннего мира. Проведенный анализ представляет теоретическую значимость для организации эмпирических исследований психологических механизмов взаимодетерминации структурных компонентов формирующегося образа мира и процессов развития эмоционально-волевой сферы подростка. Результаты эмпирических исследований в дальнейшем позволят разработать программы коррекции и адаптации подростков с эмоционально-волевыми нарушениями.

Сохранить в закладках
САЛЮТОГЕНЕЗ И САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПОДХОД К АУТОАГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ (2024)
Выпуск: № 2 (50), Том 11 (2024)
Авторы: Харькина Таисия Владиславовна

В статье показано, что салютогенез и саногенное мышление исследуют возможности человека по сохранению своего здоровья. В связи с этим интересным представляется изучение возможностей применения саногенного/ салютогенного подхода к аутоагрессии подростков, актуальной проблеме современного общества, для выявления связи саногенного мышления и уровня суицидного риска. Цель статьи – изучить взаимосвязь когнитивно-эмотивных аспектов личности подростков (саногенное и патогенное мышление) с аутоагрессией и уровнем суицидного риска. Методы и методики: было проведено онлайн-анкетирование 38 подростков 15-18 лет с использованием теста «СЛ-19» Юнацкевича П.Л. и «Когнитивно-эмотивного теста» Орлова Ю.М. и Твороговой Н.Д. Результаты: по уровню суицидного риска респонденты были поделены на две группы: с низким и средним уровнем суицидального риска. Наблюдаются более высокие уровни защитной рефлексии у группы со средним суицидным риском, у группы с низким суицидным риском выше уровень саногенного мышления. Однако статистической значимости между уровнями защит и уровнем суицидного риска не обнаружено.

Сохранить в закладках