Архив статей журнала

ПРОЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (2021)
Выпуск: № 3 (31), Том 8 (2021)
Авторы: Колесникова Галина Юрьевна

В статье представлены результаты исследования проявлений феномена выгорания в профессиональной деятельности педагогов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании было обнаружено, что у педагогов ярко выражены симптомы эмоционального выгорания в фазе «резистенции»: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции, редукция профессиональных обязательств. Полученные в эмпирическом исследовании данные свидетельствуют о том, что в изучаемой выборке есть педагоги с выраженной симптоматикой психического выгорания (высокий уровень психоэмоционального истощения, личностного отдаления, низкий и крайне низкий уровень профессиональной мотивации). Педагогам, работающим с лицами с ограниченными возможностями здоровья, для которых актуально проявление феномена выгорания, свойственны снижение эмоционального тонуса, эмоциональное перенасыщение, деформация отношений с другими людьми, тенденции к отрицательному оцениванию себя, снижение самооценки. Эмоциональная отстраненность у этих педагогов проявляется и в отношении с членами семьи, близкими людьми, друзьями. Педагоги, работающие с лицами с ограниченными возможностями здоровья, находятся в группе риска в отношении формирования симптоматики выгорания. Они нуждаются в психологическом сопровождении, ориентированном на профилактику и преодоление симптомов выгорания, активизацию развития позитивного самоотношения, жизнестойкости, стрессоустойчивости, способности к совладающему поведению. Систематическая и вовремя организованная работа по профилактике и преодолению выгорания педагогов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, может способствовать созданию такой образовательной среды, в которой все участники образовательного процесса получат шанс на плодотворное жизнетворчество, развитие личностного потенциала, полноценное самоосуществление.

Сохранить в закладках
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА (2022)
Выпуск: № 6 (38), Том 9 (2022)
Авторы: Манжос Любовь Владимировна

В представленной статье рассматриваются проблемы эмоционального выгорания педагогов. Актуальность изучаемого вопроса подтверждается анализом социологических и психолого-педагогических исследований, который демонстрирует, что у педагогов со стажем работы до пяти лет – от 45 % до 75 % в той или иной степени выражено эмоциональное выгорание; со стажем работы от 5 до 15 лет – от 70 % до 85 %; со стажем от пятнадцати лет и более диапазон варьируется от 80 % до 95 %. Несмотря на то, что в психолого-педагогическом дискурсе данная проблема изучалась неоднократно, автор акцентирует внимание на том, что она получает новое звучание в периоды, сопряжённые с пандемией и связанным с нею переходом на дистанционные формы обучения, а также возвращением системы обучения в традиционные форматы, приуроченные к окончанию противопандемийных мероприятий. Данные, отраженные в публикации, являются началом большого исследования, посвященного проблемам личностно-профессионального развития педагогов. Также автор дает ряд рекомендаций, направленных на личностное и профессиональное развитие педагогов, призванное преодолеть деструктивное влияние факторов эмоционального выгорания.

Сохранить в закладках
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ (2023)
Выпуск: № 5 (45), Том 10 (2023)
Авторы: Лаврентьева Анна Вячеславовна

В статье показано, что для выявления механизма того, как современных студентов-медиков справляются со стрессами и противостоят эмоциональному выгоранию на этапе снятия ограничений, связанных с пандемией Covid-19, в начале учебного семестра было проведено исследование среди 143 студентов-медиков, обучающихся по специальности «лечебное дело». Эмпирические данные были получены с помощью теста эмоциональное выгорание Маслач, Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, теста на определение факторов и проявлений учебного стресса В.Ю. Щербатых, теста копинг-поведение в стрессовых ситуациях Нормана, Эндлера, Джеймса, Паркера в адаптации Т.Н. Крюковой, теста смысложизненных ориентаций. С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена оценивались взаимосвязи между эмоциональным выгоранием, факторами и проявлениями стресса и копингами, смысложизненными ориентациями студентов-медиков. Выявлено, что у каждого третьего студента наблюдается высокий уровень эмоционального выгорания. У студентов младших и старших курсов преобладают симптомы эмоционального истощения, у студентов средних курсов также наблюдаются симптомы деперсонализации. При этом более высокие значения эмоционального выгорания коррелируют с высокими значениями эмоционально ориентированного копинга, низкими значениями проблемно-ориентированного копинга, поиском социальной поддержки и низкими значениями смысложизненных ориентаций. Эмоционально-ориентированный копинг также связан с проявлениями стресса у студентов, с беспокойством из-за пандемии Covid-19, использования дистантных форм обучения и низкими значениями смысложизненных ориентаций. Следовательно, в качестве мишени психологической помощи студентам выступает формирование проблемно-ориентированного копинга и смысложизненных ориентаций.

Сохранить в закладках