ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Архив статей журнала
В данной статье проанализированы позиции ряда отечественных исследователей в отношении трактовки и перспектив применимости междисциплинарного подхода в педагогике; сформулирована авторская версия дефиниции данной научной категории; описано возможное структурное решение универсальной методики обучения с междисциплинарной компонентой с точки зрения сочетания организационного (модульность), социального (формирование профессиональных психологических навыков и нравственного облика педагога), познавательного (в контексте методики преподавания) начал учебного процесса; обобщены рекомендации по формированию набора критериев оценки эффективности использования междисциплинарного подхода при обучении студентов-педагогов. В качестве объекта изучения рассматривается процесс обучения студентов педагогических вузов, а предметом исследования предстает формирование профессионального облика (набора компетенций) будущего педагога в отечественной высшей школе.
В работе приводятся аргументы в пользу того, что междисциплинарность выступает значимым элементом профессиональной подготовки педагогов – неотъемлемой частью концепции «педагога нового типа», который рассматривает свою профессиональную деятельность в первую очередь как комплекс действий по формированию у учащихся интегрированного знания и открытого мировоззрения – единого массива взаимосвязанных и взаимовлияющих сведений об актуальных исследовательских методах; базовых понятиях, закономерностях и принципах, лежащих в основе процесса познания бытия (в том числе в прикладном его значении – изучение природы, социальных явлений, цивилизационного развития).
В рамках исследования использовались такие научные методы, как сравнительно-сопоставительный, аналитический (в части изучения профильной научной литературы и нормативно-правовой базы), методы анализа и синтеза, а также моделирования и обобщения.