ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Архив статей журнала
Тема адаптации иностранных студентов в образовательной среде вуза остаётся острой, а значит актуальной несмотря на то, что изучается давно и многими учёными как за рубежом, так и в России, которые пытаются находить пути наилучшего разрешения её задач. Было разработано множество программ, помогающих иностранцам справляться со сложными условиями межкультурного взаимодействия: этнической и религиозной принадлежности, системой преподавания, владения языком, социально-бытовых различий: организации быта, проживания, досуга, академической мобильности и общей интеграции обучающихся в образовательный процесс. Однако, на сегодняшний день к имеющимся адаптационным проблемам добавляются политические и экономические требования времени, которые не позволяют иностранным студентам во время обучения постоянно находиться на территории Российской Федерации. К примеру, можно привести недавнюю пандемию коронавирусной инфекции, когда иностранцам пришлось начинать или продолжать обучение в онлайн, в дистанционном формате. В связи с этим оторванность от образовательной среды или не включенность, погружённость в неё привнесла свои особенности для изучения и разработки принципиально новых подходов и методов по адаптации обучающихся. С одной стороны, студенты не испытывают культурного шока, находясь на территории своей страны, но при этом проблема изучения культуры и менталитета страны, в которой они проходят обучение, становится затруднительной для них и остаётся открытым вопрос гармоничного взаимодействия или построения коммуникаций. В данной статье мы сделали попытки рассмотреть теоретические положения, исследуя практический опыт по адаптации иностранных студентов за последние несколько лет. Поэтому нашей целью стал поиск, выявление и применение наилучших методов по адаптации иностранных студентов в дистанционном (цифровом) формате посредством анализа изучения опыта разных вузов: по правовой поддержке иностранных студентов, методов организации работы и внеурочной деятельности. На наш взгляд данный анализ необходим для трансформации программ, которые могут быть предложены в цифровом формате, разработке новых видов взаимодействия со студентами и управления учебным процессом, а также для расширения теоретических областей по изучению проблем, связанных со студенческой адаптацией. Источником для исследования послужили сайты ВУЗов РФ, а также статьи, где описаны результаты исследований по адаптации иностранных студентов. Был проанализирован опыт регионов по данной тематике за последние 5 лет, а также предпринята попытка адаптации описанного опыта к цифровому формату обучения.
В статье рассматриваются теоретические основы повышения адаптивности иностранцев к успешному обучению и жизни в Россию в тесной взаимосвязи с их личностными качествами, такими как жизнестойкость, толерантность и культурный интеллект. Готовность студентов к определённой деятельности требует различных степеней развития этих, как и других качеств. Цель исследования – определить эффективные пути адаптации иностранных студентов на уровне психологической подготовки для реализации их целей приезда в Россию. Научная новизна заключается в теоретическом анализе и определении эффективности результатов тренировочного процесса с опорой на индивидуальные особенности студентов для повышения уровня личностных ресурсов и адаптационного потенциала. Выводы: По итогам наблюдения и рассмотрения теоретического материала, нами был определён ряд личностных особенностей, которые формируют положительную динамику для определения эффективных путей психологической готовности студентов, к адаптации.