Архив статей журнала
Темп жизни и скорость социальных изменений постоянно сталкивают человека с новыми вызовами и неопределенностью. Это требует от человека новых навыков, поиска опор и сложных выборов. Исследование «толерантности к неопределенности» является одним из ключевых феноменов, который помогает человеку на этом пути.
Новизна исследования. В статье представлен обширный теоретический анализ зарубежных и отечественных работ, изучающих толерантность к неопределенности. Феномен «толерантность к неопределенности» описан с позиций теорий принятия решений, теорий, изучающих взаимосвязь стрессоустойчивости, копинг - стратегий, социально - психологических установок и толерантности к неопределенности и исследований в рамках экзистенциально-гуманистической традиции. Кроме того, в статье произведен анализ близких по содержанию терминов – онтологическая уверенность / онтологическая неуверенность, tolerance for uncertainty / tolerance for ambiguity и пр.
В исследовании учитывался принцип комплексного подхода.
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи тревожности, толерантности к неопределенности и мотивации достижения успеха студентов различных направлений обучения. Целью исследования стало изучение тревожности студентов и выявление значимых характеристик личностного их портрета. На основе теоретического анализа литературных источников были выдвинуты гипотезы об обратной корреляции тревожности и мотивации достижения успеха, а также об обратной корреляции тревожности и толерантности к неопределенности. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе взаимосвязи тревожности, толерантности к неопределенности, мотивации достижения успеха студентов различных направлений подготовки с использованием нескольких психодиагностических методик и методов статистической обработки данных, позволивших выявить корреляцию исследуемых параметров. Анализ эмпирических данных показал наличие прямой корреляции между тревожностью и толерантностью к неопределенности и обратной между тревожностью и мотивацией достижения. Результатом исследования являются психолого-педагогические рекомендации по индивидуализации образовательного процесса в высшей школе.