ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ
Архив статей журнала
В статье рассматривается выставка «Волонтер вечности: наследие Арона Яковлевича Гидалевича. К 155-летию со дня рождения (о Севастополе и севастопольцах…)», которая состоялась в Государственном музее-заповеднике «Херсонес Таврический». Авторы описывают экспозицию, которая создавалась с целью в полном объеме представить сохранившуюся в музее часть коллекции А. Я. Гидалевича. Принимая во внимание тот факт, что специальных выставок подобного рода не проводилось, авторы экспозиции в настоящей статье на основе подлинных предметов и документов реконструируют историю бытования коллекции, прослеживают судьбу предметов, процессы передачи их от одного собственника к другому, а также любопытные моменты, связанные с изучением и реставрацией отдельных вещей. В процессе работы над выставкой авторы пришли к выводу, что личность коллекционера А. Я. Гидалевича вызывает значительный интерес среди исследователей, а в условиях информационного вакуума, сложившегося вокруг его персоны, реконструкция биографической линии владельца коллекции даже выходит на первый план. В этой связи были проведены дополнительные архивные изыскания, позволившие выявить группу документов по истории дореволюционного Севастополя и деятельности А. Я. Гидалевича. Статья рассчитана на широкий круг историков, студентов, специалистов по истории России и в области музеологии, прежде всего из отдаленных от Крыма регионов, которые не смогли побывать на выставке, но заинтересованы в знакомстве с представленными на ней материалами. Этим объясняется повествовательный стиль статьи, написанной в качестве экскурсии по экспозиции.
Статья посвящена 90-летию со дня рождения выдающегося ученого и талантливого педагога Валентина Петровича Грицкевича, кандидата медицинских наук, доктора культурологии, профессора, члена Международной академии наук Евразии, Союза белорусских писателей, почетного члена общественного объединения «Международная ассоциация белорусистов», организатора и председателя Белорусского общественно-культурного товарищества в Петербурге (с 1989 г.), Международного ПЕН-клуба, члена Русского географического общества, Петербургского общества историков медицины, Белорусского общества историков медицины, члена Большого Совета Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына». Он имел три высших образования: окончил Институт иностранных языков (1955), Медицинский институт (1956), исторический факультет БГУ (1957). Работал врачом в Узлянах Минской области, Минске, Ленинграде. С 1971 г. - старший научный сотрудник Военно-медицинского музея Минобороны СССР. Преподавал на кафедре истории Ленинградского государственного института культуры, с 1988 г. - доцент, а с 2003 г. - профессор кафедры музееведения этого же вуза. Он является автором более 300 научных работ, в числе которых - более 10 монографий в области исторического источниковедения, музееведения, географии, медицины и истории медицины Белоруссии. Такие его труды, как «История музейного дела», «История музеев мира» (в соавторстве с А. Гужаловским), «История туризма в древности», «С факелом Гиппократа», «От Немана до берегов Тихого океана» и др., получили широкую известность. В статье подчеркивается, что обширное научное наследие ученого еще не получило глубокого и всестороннего осмысления. Не менее значимы достижения В. П. Грицкевича как педагога и наставника, стоявшего у истоков создания одной из первых кафедр музееведения в России и внесшего личный вклад в разработку учебных курсов и их методическое обеспечение, в том числе учебными пособиями по истории музейного дела, источниковедению, которыми до сих пор пользуются студенты разных вузов. Особенно весомы заслуги ученого в формировании научной школы исторической музеологии, под его руководством было защищено семь кандидатских диссертаций по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов». Авторы статьи как коллеги, лично знавшие В. П. Грицкевича на протяжении 25 лет его работы на кафедре музееведения и экскурсоведения (ныне музеологии и культурного наследия) СПбГИК, отмечают также высокие моральные качества и нравственные принципы уникальной личности ученого и педагога.