ВЕСТНИК ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Архив статей журнала
Физиологически обусловленные изменения в опорно-двигательном аппарате во время беременности часто ведут к развитию болевого синдрома в области лобка и нижней части спины, которые в свою очередь ведут к снижению уровня качества жизни.
Материалы и методы. Оценка эффективности кинезиотейпирования при симфизиопатии и дорсопатии во время беременности относительно уровня качества жизни с помощью валидизированного опросника SF-36 «Оценка качества жизни», Освестровского опросника нарушения жизнедеятельности при боли в нижней части спины и опросника Роланда-Морриса «Боль в нижней части спины и нарушение жизнедеятельности».
Результаты. В обеих группах (контроль и наблюдение) отмечается снижение уровня отдельных компонентов качества жизни, при этом «Физический компонент» имеет статистически значимые различия между группами, исключая «Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием». При оценке Психологического компонента статистических различий между группами выявлено не было, исключая шкалу Жизненная активность. По результатам статистического анализа, проведенного на основании данных опросника Освестри, также уровень качества жизни в группе 2 был достоверно выше, чем в группе 1. По данным опросника Роланда -Морриса было выявлено, что несмотря на более высокий уровень качества жизни группы 2, подтвержденном в нашем исследовании, нарушения жизнедеятельности в обеих группах все равно определяются как выраженные. Также были определены наиболее часто встречающиеся жалобы, снижающие качество жизни у беременных с болью в области лона и нижней части спины.
Выводы. Так как качество жизни является интегральным показателем большинства аспектов жизнедеятельности, можно считать этот показатель наиболее удачным для оценки эффективности лечения.
Цель: изучить особенности качества жизни первоклассников с учетом гендерных различий и когнитивных способностей. Дизайн: открытое проспективное нерандомизированное сравнительное клиническое исследование.
Материалы и методы: Обследован 631 ребенок учащиеся первых классов средних общеобразовательных школ без специализированного уклона № 110, 83, 75, 67, 9 г. Ростова-на-Дону с использованием международного опросника PedsQL 4.0 -Pediatric Quality of Life Inventory. Для оценки когнитивного развития детей использовалась шкала Д. Векслера с определением интеллектуального коэффициента.
Результаты: у первоклассников с высоким уровнем когнитивного развития снижены показатели физического и эмоционального функционирования, а также общий балл качества жизни. У девочек с высоким интеллектуальным коэффициентом, по сравнению с мальчиками, ниже физическое, эмоциональное, школьное функционирование и более высокие показатели социального функционирования. Показатели качества жизни у детей с высоким уровнем когнитивного развития не отражают аналогичные у детей, успевающих на «отлично».
Заключение: выявленные особенности качества жизни первоклассников с разным уровнем когнитивного развития требует дифференцированного медико-психолого-педагогического сопровождения детей в данный возрастной период и дальнейшего изучения их здоровья.