Архив статей журнала

Отдельные аспекты демографии малых и средних предприятий: макроанализ на микроданных (2025)
Выпуск: Т. 60 № 3 (2025)
Авторы: Осмоловская-Суслина Александра Леонидовна, Борисова София Романовна

Сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) является очень динамичным – ежегодно появляется порядка миллиона новых компаний, но не всем созданным предприятиям удается выжить. Данная работа посвящена анализу некоторых естественных демографических процессов, происходящих внутри сектора МСП. В частности, в исследовании была поставлена цель оценить возрастную структуру сектора МСП и дать количественные ориентиры выживаемости создаваемых компаний

В качестве исходных данных в исследовании использовались микроданные реестров МСП за период 2017–2023 гг. Для каждого года выборка охватывала более 6 млн наблюдений. Для получения макровыводов на основе микроданных была разработана методология сбора и анализа данных реестра МСП. Анализ данных производился с акцентом на возраст, в котором компании прекращают свою деятельность Результаты исследования дают возможность получить представление о масштабах естественного отбора создаваемых субъектов МСП. Полученные оценки будут полезны как потенциальным предпринимателям, так и исследователям, а также лицам, ответственным за разработку механизмов господдержки малого бизнеса и развитие бизнес-среды.

Среди основных выводов исследования можно выделить следующие: порядка трети созданных компаний закрываются на раннем этапе – в возрасте до 2 лет; достичь возраста 5-7 лет удается менее 30% созданных компаний; новые предприятия начинают свой путь с категории микробизнеса; микробизнес остается доминирующей категорией субъекта МСП вне зависимости от возрастной группы, а совокупная доля малых и средних предприятий в возрастной группе 5-7 лет составляет менее 4%; возрастная структура всего сектора МСП характеризуется смещением в сторону более молодых компаний, причем среди ИП это смещение особенно заметно; структура по видам деятельности создаваемых компаний устойчива: торговля, транспорт и строительство составляют топ-3 самых популярных видов деятельности.

Сохранить в закладках