Архив статей журнала
Развитие цифровой экономики в России сталкивается с противоречием между необходимостью свободного обмена большими данными и усилением контроля за персональными данными. Введение национального проекта «Экономика данных» и новых федеральных законов о персональных и деперсонализированных данных обострило проблемы правового регулирования этой сферы. Исследование направлено на выявление экономических проблем в области больших данных, возникающих из-за регуляторных пробелов и новых норм защиты персональной информации. Методологической основой выступает новая институциональная теория, в частности теория управления трансакциями О. Уильямсона. В статье применяются методы сравнительного институционального анализа и экономико-математического моделирования для оценки эффективности штрафных санкций. Установлены различия в специфичности больших и персональных данных как ресурсов, что обосновывает необходимость дифференцированного регуляторного подхода. Выявлены структурные альтернативы регулирования: от полного государственного контроля до рыночных механизмов с промежуточными гибридными формами. Основными препятствиями развития рынка больших данных являются неопределенность статуса обезличенных данных и отсутствие надежных методов деперсонализации. Моделирование показало, что введение оборотных штрафов создает чрезмерную нагрузку на малые и средние предприятия, предварительно инвестировавшие в кибербезопасность. Обеспечение развития цифровых отраслей требует обязательного государственно-частного партнерства в нормотворчестве через саморегулируемые организации, учитывающего высокую скорость технологических изменений.