XXI ВЕК: ИТОГИ ПРОШЛОГО И ПРОБЛЕМЫ НАСТОЯЩЕГО ПЛЮС
Архив статей журнала
В настоящей статье рассмотрена проблема производственного дорожно-транспортного травматизма на предприятиях железнодорожной отрасли Российской Федерации. Результаты ранее проведенных научных исследований показали, что несчастные случаи, возникающие в условиях дорожно-транспортных происшествий, занимают превалирующую долю в общей динамике производственного травматизма ОАО «РЖД».
В этой связи существует необходимость разработки превентивных мероприятий, направленных на снижение рисков возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) при эксплуатации работниками ОАО «РЖД» автотранспортных средств. В целях снижения рисков ДТП и повышения безопасности труда водителей на экспериментальные автобусы марки Ford Transit, эксплуатируемые в структурных подразделениях Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», были установлены бортовые системы мониторинга транспортных средств (далее – БСМТС), способные распознавать и предупреждать опасности в пути следования. Для количественной оценки безопасности дорожного движения (далее – БДД) до и после проведения превентивных мероприятий было предложено применение эмпирической формулы, определяющей соотношение количества административных штрафов, выписанных Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (далее – ГИБДД) за нарушения правил дорожного движения (далее – ПДД), к совокупному пробегу экспериментальных автомобилей за один год, приведенных к 1000 километров. Применение предложенной эмпирической формулы позволило оценить результаты внедрения и использования БСМТС в автопарках предприятий Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», что способствует снижению рисков возникновения ДТП и повышению безопасности труда при эксплуатации водителями автотранспортных средств.
Статья посвящена проблемам обеспечения безопасности работников при использовании приставных лестниц для подъема на деревянные опоры воздушных линий связи и линий электропередач. В ней рассматриваются методы контроля состояния таких опор, а также представлено инженерное решение, целью которых является предотвращение возникновения производственных травм при выполнении работ на высоте
при работе с приставными лестницами. В работе приводится схема установки лестницы к деревянной опоре, а также рассмотрены силы, действующие в момент подъема работника, которые могут вызвать падение опоры и подробно рассмотрено инженерное решение, позволяющее предотвратить производственный травматизм, связанный с падением работника вместе с опорой. Авторы предлагают новый способ крепления верхней части лестницы, который заключается в использовании универсальной насадки с опорными штангами, обеспечивающими устойчивость всей конструкции. В процессе работы показано, что универсального эффективного технического решения для обеспечения полной безопасности работ на деревянных опорах с использованием приставных лестниц не существует. Тем не менее набор различных технических решений, включающий рассмотренные и предложенные в работе, позволяет снизить уровень травматизма и повысить уровень безопасности труда.