NOMOTHETIKA: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПРАВО
Архив статей журнала
Рассмотрен вопрос служения Русской Православной Церкви в современном обществе, способствующего решению насущных общественных проблем (войны, эпидемии, социальное неравенство и др.). Авторы уделяют особое внимание нравственной составляющей категорий «благотворительность», «милосердие», «миссионерство», «подвижничество», «религиозное образование и просвещение», «материальные и духовные дела милосердия», воплощаемых в реальных делах религиозных организаций. Авторы отмечают, что перспективы развития служения связаны с его распространением в социуме, а также с развитием сотрудничества Церкви и государства. Сделан вывод о том, что современная концепция социального служения, основываясь на священных книгах, наполняет новыми смыслами такие ценности, как благотворительность, милосердие, миссионерство, подвижничество.
Неотъемлемая задача государства по формированию духовно-нравственных ценностей состоит в создании ориентиров и упорядочивании приоритетов для прогрессивного развития человека и общества. В современных реалиях наблюдается тенденция к искажению и утрате традиционных ценностей, что влечёт за собой негативные последствия для общества и государства. Целью исследования является выявление роли закрепления духовно-нравственных основ воспитания в конституциях России. Сравнительно-правовой анализ конституций РСФСР, СССР и Российской Федерации позволил сделать вывод об эволюции укрепления нравственных основ, с подменой «духовного» аспекта на «коммунистическую» составляющую до распада СССР. В работе отмечено, что духовно-нравственное воспитание в РСФСР охватывало не только детей, но и взрослых, а вопросы воспитания ребёнка входили в область интересов не только родителей, но и всего общества. Сделан вывод о том, что после распада СССР сохранилась преемственность мировоззрен-ческих ориентиров, однако изменилась их содержательная часть. Полученные результаты дополняют доктринальные подходы к интерпретации развития конституционно-правовых основ духовно-нравственного воспитания в России, а также и могут быть использованы при подготовке предложений по совершенствованию российского законодательства в заявленной сфере.