NOMOTHETIKA: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПРАВО
Архив статей журнала
Цель работы - анализ противоречий культуры супружеских отношений в современном обществе. Исследование выполнено в русле методологии комплексного социокультурного подхода. Супружество рассматривается как основа коммуникативного опыта семейной жизни. Масштабная задача укрепления института семьи как традиционной духовно-нравственной основы российского общества наталкивается на противоречие нормативной составляющей брачных отношений мужчины и женщины и их ценностного аспекта. Автором раскрываются причины данного противоречия. Показано, что идеалы равенства и свободы самоопределения закладываются в массовые представления о том, что составляет содержание семейной жизни и ее ядра - союза мужчины и женщины. Ценностный аспект семейности и супружества в соответствии с неолиберальным феминистским дискурсом трактуется в категориях «гендерного партнерства». Дана критическая оценка перспективы проецирования идеологии и смыслов подобного партнерства на супружество, так как в его основе лежат не критерии нравственного совершенствования семейности, а личного успеха и самоутверждения.
«Долгий XVI век», обычно отождествляемый с временным промежутком между серединой XV и серединой XVII столетий, традиционно принято считать временем формирования так называемых централизованных государств. Эти политические образования понимаются как некое качественно новое явление в истории государства и права по сравнению с их средневековыми предшественниками, и это новое качество заключается в централизации политической власти, создании единого правового поля и монополизации насилия в руках верховной власти, воплощенной в образе монарха. Однако сегодня этот образ сильного государства подвергается пересмотру и корректировке. Автор обращает внимание на современные тенденции рассмотрения политических и юридических процессов в раннее Новое время. При этом автор указывает на противоречивость процессов формирования и развития политических и правовых структур и институтов в рассматриваемое время, которые строились на взаимодействии и противостоянии бинарных категорий -централизация /децентрализация, закон/обычай и т. п. Эта противоречивость связана была, по мнению автора, с институциональной слабостью раннемодерных государств. Ограничен-ность административного ресурса, которым обладала власть, и необходимость в силу этого учитывать мнение общества обусловили главную характеристику развития политических образований и структуру Раннего Нового времени - эволюционность.