ISSN 2410-2512 · EISSN 2410-2520
Языки: ru · en

СИБИРСКИЙ НАУЧНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

Архив статей журнала

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата и постурального баланса у лиц юношеского возраста (2024)
Выпуск: № 3, Том 44 (2024)
Авторы: Долич Владимир Николаевич, Комлева Наталия Евгеньевна, Меденцов Вячеслав Александрович, Мазилов Святослав Игоревич, Заикина Инна Викторовна

Цель исследования – анализ распространенности функциональных и структурных нарушений опорно-двига- тельного аппарата (ОДА) и постурального баланса у лиц юношеского возраста Саратовской области. Материал и методы. В рамках одномоментного исследования изучено состояние ОДА у лиц юношеского возраста Саратовкой области (n = 555). Проанализированы распространенность жалоб на боль в различных структурах ОДА, тип телосложения, осанка, форма таза и стоп, наличие триггерных точек, функция тазобедренного и пле- чевого суставов, объем движения в различных отделах позвоночника. Для оценки постурального баланса изучены показатели статокинезиограммы. Результаты. Установлена высокая распространенность жалоб на боль в структурах ОДА. Наиболее распространенные структурные изменения: нарушение осанки по сколиотическому типу, формы плеч, грудной клетки, лопаток, таза, стоп; среди функциональных нарушений – ограничение под- вижности в тазобедренных и плечевых суставах, в грудном и поясничном отделах позвоночника. Триггерные точки выявлены преимущественно в трапециевидной, малой грудной, лестничных, квадратной мышце поясницы, грудино-ключично-сосцевидной мышцах. Обнаружены статистически значимые взаимосвязи между параметрами статокинезиограммы и жалобами на боль в отделах позвоночника, структурными и функциональныминарушениями ОДА. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости межведомственного комплексного подхода к профилактике заболеваний ОДА у лиц юношеского возраста. Важным условием являются качественное проведение профилактических медицинских осмотров, персонализированный подход к занятиям физической культуры, оптимизация эргономики учебных процессов в школах, обучение населения гигиене движения, повышение приверженности здоровому образу жизни.

Сохранить в закладках