ISSN 2410-2512 · EISSN 2410-2520
Языки: ru · en

СИБИРСКИЙ НАУЧНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

Архив статей журнала

Полиморфизм гена рецептора окситоцина (OXTR rs53576) и характеристики поведения у подростков (2024)
Выпуск: № 3, Том 44 (2024)
Авторы: Афоничева Ксения Васильевна, Смольникова Марина Викторовна, Шубина Маргарита Викторовна, Терещенко Сергей Юрьевич

Подростковый период является одним из самых сложных в жизни человека. На поведение подростка оказывает влияние множество факторов, в том числе социальная среда, внутренние установки и гормональный фон. Одним из важных гормонов, способных изменять поведение, является окситоцин – чрезвычайно важный просоциальный нейропептид, который влияет на установление социальных связей с раннего возраста. Влияние окситоцина на психоэмоциональное состояние достаточно индивидуально и может зависеть от возраста, пола, этнокультурных факторов, социального окружения, наличия стрессовых факторов, особенностей личности. Результаты исследований свидетельствуют о взаимосвязи между повышенной концентрацией окситоцина и наличием развитых социальных контактов. Целью исследования было выявление ассоциации между психосоциальными характеристиками у подростков разного пола и полиморфизмом rs53576 гена рецептора окситоцина. Материал и методы. Выполнено психологическое и генетическое тестирование подростков 11–18 лет, проживающих на территории Ангаро-Енисейского макрорегиона. Оценка психического здоровья проводилась с помощью русско-язычной версии опросника «Сильные стороны и трудности» Р. Гудмана. Результаты и их обсуждение. Генотип АА rs53576 OXTR чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (соответственно 20,8 и 14,3 %, p = 0,03). Ранее показана ассоциация аллеля А rs53576 OXTR с нарушениями социального поведения и депрессией. У мальчиков – носителей генотипа АА rs53576 OXTR, наблюдаются значимо большие баллы (пограничные значения) по шкалам «Эмоциональные симптомы» и «Проблемы общения со сверстниками» по сравнению с носителями генотипов GA и GG. Заключение. Доказательства различающихся индивидуальных психосоциальных последствий высокой активности окситоцинергической системы в зависимости от контекста социального окружения позволило сформулировать «гипотезу социальной значимости окситоцина». Проблемы в общении со сверстниками у подростков с выраженной социальной эмпатией и альтруистическими личностными характеристиками могут быть успешно преодолены. Во многом здесь способны помочь как общая направленность педагогического процесса в сторону одобрения просоциального поведения, так и социально значимые личности, которых подростки могут воспринимать как пример для подражания.

Сохранить в закладках