ИЗВЕСТИЯ БАЛТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Архив статей журнала
Рассматривается вариант оптимизации организации образовательного процесса с помощью реализации коммуникации «студент-преподаватель» и «студент-администрация» посредством внедрения автоматизированного чат-бота. Рассмотрены как преимущества, так и возможные вызовы и ограничения.
Учебный модуль «Медиация» отличается от других специальных курсов тем, что он может найти применение и обогатить практически все направления профессиональной подготовки в системе образования. Медиацию можно рассматривать в широком контексте как универсальную технологию социализации человека, социальную, педагогическую, юридическую человекоцентрическую технологию мирного разрешения споров, предотвращения кризисов в отношениях, урегулирования конфликтных ситуаций, перевода наступающих или наступивших кризисов между сторонами в их сотрудничество. Указы Президента России, отражающие новые национальные цели России и развитие искусственного интеллекта в стране, показывают глобальные изменения в мировой политике, экономике и технологиях. Целью работы является обоснование необходимости пересмотра, концептуальной модели процесса медиации, принимая во внимание новые технологические инструменты для решения задач перестройки России. Применение информационных технологий позволяет расширить возможности сторон, участвующих в медиации, вследствие появления новых инструментов и технологий анализа рассматриваемой ситуации. Особое внимание уделяется гуманистическому смыслу процесса медиации. В цифровой модели и методологии медиации подготовка медиаторов включает в себя помимо учебных модулей по конфликтологии и психологии человека, психологию отдельных наций, национальностей, сообществ и современные инструменты цифровых технологий, включая цифровые платформы, нейронные сети и цифровые двойники. Переход на цифровую модель медиации приводит к необходимости модернизации учебно-методических комплексов, включая состав и карту компетенций для различных направлений медиации и особенностей условий, и среды применения. Обучение медиации в цифровых условиях представляется наиболее важным для выпускников высших учебных заведений, которые будут сталкиваться в своей профессиональной деятельности с различными коллизиями - столкновениями норм права, культуры ведения предпринимательства, во время организационной и технологической перестройки производства и управления, а также для работников организаций и предприятий, работающих в полиэтнической среде. В условиях появления сложных коллизий в предпринимательстве и жизненных ситуациях в эпоху перестройки экономики, медиация становится одним из инструментов устойчивого развития современного общества.
Обращено внимание на важность применения различных концепций теории И. Канта в образовательном процессе при рассмотрении интеллектуальных систем, всё более привлекающих внимание исследователей по всему миру. Педагогический компонент преподавания работ Канта через призму интеллектуальных систем предлагает ценный подход для преподавателей, стремящихся провести своих студентов через сложности кантовской философии, поскольку деконструируя теории Канта и анализируя их в рамках различных интеллектуальных систем, в том числе ИИ, преподаватели могут предоставить учащимся более чёткие рамки для понимания его идей. Такой подход позволяет более целостно и динамично изучать творчество Канта, поскольку побуждает студентов рассматривать то, каким образом теории немецкого мыслителя вписываются в современные, более широкие философские традиции и системы мышления. Акцент Иммануила Канта на человеческих ценностях, разуме и автономии остаётся важнейшим источником вдохновения для тех, кто стремится понять природу морали, знания и реальности. Наследие Канта продолжает жить в постоянном стремлении к истине, справедливости и развитию человеческого знания и понимания действительности.