ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Архив статей журнала
Статья посвящена образу утки — одному из ключевых орнитоморфных символов в мифоритуальной традиции башкир. В башкирском народном творчестве утка изображается как птица, обладающая человеческой речью, способная перевоплощаться в человека и вести человеческий образ жизни. В эпосе «Урал-батыр» и «Акбузат» имеются образы утки-праматери и родоначальницы башкир. В сказочной прозе, поверьях и бытовых традициях башкир утка как божественное существо фигурирует в роли покровительницы и защитницы людей. Наличие в родоплеменной номенклатуре башкир родовых подразделений «вйрэк» («утка») и «сврэгэй» («чирок») свидетельствует о существовании у древних башкир веры в происхождение отдельных групп людей от мифической утки-прародительницы. В религиозно-мифологических представлениях башкир имеются пережитки табуиро-вания утки. В декоративно-прикладном искусстве башкир образ утки обладает обережно-охранительными функциями. В устных рассказах и суевериях башкир обнаруживаются рудименты представлений об утке как о воплощении души человека, духа горы и озера, хозяина дома, скота, клада, богатства, живой и мертвой воды. В эпосе «Урал-батыр», «Акбузат» и космогонических легендах башкир просматриваются связи мифической утки с солярно-лунарными культами, она олицетворяет небесные светила — солнце и луну. В них утка выступает в роли демиурга и культурного героя, творца земной тверди.
Рассматриваются основные недостатки материально-технического обеспечения школ Наркомпроса Алтайского края в 1939-1942 гг. Цель исследования — изучение обеспечения школ Алтайского края учебными пособиями и спортивным инвентарем, содействие государственных органов и общественных организаций в мерах по обеспечению материальной базы учебных заведений. Зачастую отдел народного образования и директора школ не принимали решительных мер по пересмотру и укреплению учебно-материальной базы, не организовывали подготовку пособий по военным вопросам, вследствие чего неудовлетворительно проводилась военно-физкультурная подготовка учащихся. Избранная тема исследования в современных условиях военной угрозы является актуальной, так как школьный курс планируется дополнить начальной военной подготовкой, в ходе которой предполагается изучение в школах строевой подготовки, воинского приветствия, действие в стрелковом бою, средств индивидуальной защиты, автомата Калашникова, гранаты. Введение модуля начальной военной подготовки неизбежно повлечет за собой материально-техническое оснащение школ. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе комплекса неопубликованных материалов Государственного архива Российской Федерации и Государственного архива Алтайского края впервые рассмотрено материально-техническое обеспечение школ Наркомпроса Алтайского края в 1939-1942 гг., прослежен уровень оснащения учебных заведений, акцентируется внимание на ключевых моментах в учебно-материальной базе школ.
Рассматриваются проблемы, связанные с условиями работы Щегловского горсовета, его кадровой политикой, порядком распределения обязанностей между служащими и методами работы с населением быстро растущего индустриального города. В течение первой пятилетки (1928-1932 гг.) в горсовете остро стоял вопрос повышения активности депутатов и результативности работы депутатских секций. У представительного органа местной власти не было своего помещения, и часто приходилось переезжать из одного здания в другое. Городской бюджет не обеспечивал растущие потребности населения в развитии социальной сферы, особенно выполнение наказов избирателей в части жилищного и капитального строительства. Малочисленный исполнительный аппарат не имел должной квалификации, был перегружен разнообразными обязанностями, слабо контролировал выполнение собственных решений. В условиях высокой ответственности и низкого уровня оплаты труда существовала проблема с подбором руководящих кадров. На фоне организационных, кадровых, финансовых и иных трудностей Щегловскому горсовету не удавалось существенно снизить остроту проблем во многих сферах жизнедеятельности города.
Статья посвящена реконструкции образа идеолога сибирского областничества — Н.М. Ядринцева в текстах некрологов и воспоминаний. Цель настоящего исследования — выявить и показать основные направления мемориализации образа известного сибиряка. Источниковой базой выступает корпус произведений некрологического содержания и опубликованные воспоминания о Н.М. Ядринцеве. В качестве методологии использовался кросс-культурный подход в исторических исследованиях. Инструментарий позволяет учитывать формирование понимания личностью культуры других людей. Подход удобен при выявлении направлений популяризации образа Н.М. Ядринцева с учетом авторского взгляда и индивидуального восприятия. Также применялся дискурсивный анализ. Выбранный метод направлен на выделение дискурсов-концептов через сочетание письменно-речевых форм текста и особенностей его восприятия.
В ходе исследования было установлено, что маркером в репрезентации личности известного сибиряка были его индивидуальные черты, качества и характеристики. Образ Н.М. Ядринцева органично дополняли его профессиональные успехи и достижения. Единомышленники раскрывали личность просветителя как самоотверженного общественного деятеля, знатока экзистенциальных вопросов Сибири, местной печати и образования.