ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ. XXI ВЕК
Архив статей журнала
Введение. В статье проведен анализ проблем, возникающих при разработке региональных экспортных стратегий и программ. В качестве объекта для анализа выбрана региональная экспортная стратегия Томской области региона, обладающего средними экспортными характеристиками, и в то же время столкнувшегося в последнее время с типичным для значительного числа регионов комплексом проблем в экспортной деятельности. Предложен алгоритм разработки стратегии. Признано целесообразным принятие специального методического документа, содержащего оптимальные аналитические процедуры, необходимые при разработке экспортных стратегий и программ, а также механизм оценки эффективности их реализации.
Материалы и методы. В качестве материалов исследования использовались положения федеральных проектов и нормативных актов, касающихся поддержки экспортной и инвестиционной деятельности, региональные документы стратегического планирования Томской области, статистические данные о динамике экспорта. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные методы: статистический, анализа, синтеза, метод толкования нормативных актов и другие.
Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что в отсутствие методической разработки основных положений, определяющих специализацию региональной экспортной стратегии, данный документ может сыграть роль лишь формального дублирования положений региональных стратегий социально-экономического развития.
Прежде всего, в рамках специального методического рекомендательного документа, необходимо прописать аналитическую составляющую разработки экспортной стратегии и принимаемых в соответствии с ней региональных программ. В частности, необходимы методические основы проведения экспортного аудита, проведение которого предусмотрено Региональным экспортным стандартом.
Обсуждение и заключение. Предложен алгоритм действий при разработке региональной экспортной стратегии и программы, позволяющий структурно упорядочить комплекс мер по поддержке экспорта.
Кроме того, при разработке мер поддержки экспорта целесообразно разделение действующих и потенциальных экспортеров на группы относительно их готовности к расширению экспортной деятельности с последующей дифференциацией мер поддержки и оценки эффективности применительно к каждой из групп.