Архив статей

МОТИВ КОМЕТЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР" И ЕГО ПРЕТЕКСТЫ ("ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА" ДЖ. СВИФТА, "ПОРТРЕТ" А. С. ПУШКИНА, "КОМЕТА" АПОЛЛОНА ГРИГОРЬЕВА) (2025)
Выпуск: №2 (68) (2025)
Авторы: Шульц С А.

В романе Толстого «Война и мир» указание на знамение кометы (наблюдаемое Пьером Безуховым) носит символический характер. Оно сближает, в ключе буддизма, психическое (психологическое) с космическим - т. е. сближает сознание, душу (относящиеся к человеку как историческому существу) с мировым целым (с природой, с «естественной» стихией жизни). Благодаря этому приобретается намек на объективность, полемически противопоставленный критике «суеверий» просветителями и Свифтом в частности. Условное отождествление кометы с образами Пьера Безухова и Наташи Ростовой корреспондирует текстам Пушкина («Портрет») и Аполлона Григорьева («Комета»). Оно призвано усилить в образах толстовских персонажей начала «естественности», «природности», но и «беззаконности», по-особому связанных с мировой космической жизнью, с обновлением физического и исторического космоса в целом. В конечном счете мотив кометы оказывается соотнесен с одним из главных толстовских мотивов - мотивом сугубо личностного обновления, но отзывающемся также в трансформации внешнего мира.

Сохранить в закладках
"И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ" Л. Н. ТОЛСТОГО: ФУНКЦИИ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ТЕКСТА В АКТУАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ (2025)
Выпуск: №2 (68) (2025)
Авторы: Толстолуцкая Т. Г.

Предметом исследования в статье являются функции репрезентации евангельского текста и его роль в актуализации авторской позиции в драме «И свет во тьме светит» Л. Н. Толстого. Начиная с заглавия, цитата из Евангелия выполняет роль интертекста, а текст драмы строится как «диалог» евангельского текста и авторского нарратива. Толстой обращается к евангельским реминисценциям, образам, сюжетным интерпретациям, которые выполняют функции выражения позиции автора и характеристики героев. Актуализация темы службы / служения и библейская символика отца и сына смыкают драматический текст с повестью «Хозяин и работник», но в драме Толстой размышляет о возможности абсолютного приложения к жизни евангельских законов. Самоумаление Сарынцева до слуги и стремление отказаться от имущества сближают его с героями других толстовских незаконченных пьес («Петр Хлебник», «Драматическая обработка легенды об Аггее»). Петр Хлебник и пан, в отличие от Сарынцева, приводят свою жизнь в соответствие со своим новым миропониманием, однако их праведная жизнь показана схематично. Незавершенность драм может быть обусловлена пониманием писателя невозможности претворения идеала в реальной жизни.

Сохранить в закладках