Рассматриваются исторические аспекты возникновения и развития понятий личной заинтересованности и конфликта интересов в системе государственного управления Российской Федерации. Рассмотрены конституционные и нормативно-правовые нормы государственного управления как механизма, реализующего общественные интересы, а также возможные ситуации, где возникновение личной заинтересованности угрожает объективности решений и требует внедрения эффективных механизмов регулирования для поддержания прозрачности и доверия общества к власти. Особое внимание уделяется правоприменительным трудностям, связанным с неопределенностью категорий нематериальных выгод, круга значимых лиц, а также со сложностями в выявлении потенциального конфликта интересов. Предлагаются пути решения данных проблем через разработку четких критериев для классификации нематериальных выгод, уточнение круга лиц, чьи интересы могут быть значимыми, и введение моделей ситуаций, способных предотвратить конфликты интересов, что способствует повышению прозрачности и объективности в правоприминительной деятельности.
Проведен анализ правовой природы нормативных правовых актов и нормативных документов в сфере обеспечения пожарной безопасности. Рассмотрены теоретические основы, признаки и тройственная природа нормативных актов, а также выявлены основные критерии, определяющие их правовую сущность, такие как нормативность, письменная форма и официальное опубликование. Проанализирована судебная практика, которая свидетельствует о существующих разногласиях в отношении статуса нормативных документов и их соотношения с нормативными правовыми актами, а также о роли нормативных документов как источников права в установлении технических норм. Подчеркивается, что нормативный правовой акт и нормативный документ являются основными источниками правового регулирования в сфере обеспечения пожарной безопасности. Сделан вывод, что нормативные документы могут выступать в качестве источников права. Необходима четкая систематизация и правовое закрепление положения нормативных документов в системе источников права для повышения правовой определенности, предсказуемости и эффективности правового регулирования в области пожарной безопасности в Российской Федерации.
Статья посвящена историческому процессу включения в основные законы нашего государства прав граждан РСФСР, в дальнейшем - прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Проанализированы соответствующие нормы Конституции РСФСР 1918 года, Конституции РСФСР 1925 года, Конституции РСФСР 1978 года, Конституции Российской Федерации - России в сравнении, в том числе в сопоставлении с аналогичными нормами Конституции Российской Федерации. Рассмотренные конституции как главные нормативные правовые акты государства позволили сделать вывод, по которому права и свободы человека и гражданина получили законодательное закрепление в 1918 году, в первой советской Конституции. В дальнейшем, с развитием государства и общества. увеличивался объем прав и свобод человека и гражданина в России. В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, зафиксировано наибольшее число таких прав и свобод, которое, с учетом современного федерального законодательства, соответствует общепризнанным нормам международного права.