Архив статей

Безопасность применения внутривенного β1-адреноблокатора эсмолола у больных с инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST перед проведением первичного чрескожного коронарного вмешательства (2025)
Выпуск: № 6, Том 21 (2025)
Авторы: Сайгина Оксана Александровна, Сухинина Татьяна Сергеевна, Тереничева Мария Алексеевна, Стукалова Ольга Владимировна, Чащин Михаил Георгиевич, Певзнер Дмитрий Вольфович

Цель. Изучить безопасность использования внутривенного (в/в) бета-адреноблокатора (β-АБ) эсмолола в ранние сроки инфаркта миокарда с подъемом сегмента ST (ИМпST) перед первичным чрескожным коронарным вмешательством (пЧКВ) на основе анализа частоты развития и клинической значимости нежелательных явлений (острой сердечной недостаточности (ОСН), гипотонии, брадикардии, нарушений атриовентрикулярной проводимости (АВ-проводимости) и др.) по сравнению с контрольной группой.

Материал и методы. Представленная работа является частью рандомизированного контролируемого исследования ESMO-VASCMI (ClinicalTrials. gov номер NCT 06376630) по изучению кардиопротективного действия в/в β1-АБ эсмолола в ранние сроки ИМпST. В исследование был включен 121 пациент (n=60 в группе контроля и n=61 в группе эсмолола) с ИМпST в первые 48 ч от начала симптомов заболевания без абсолютных противопоказаний к назначению β-АБ, которым лечащие врачи не назначали метопролол до пЧКВ из-за соображений безопасности. Введение эсмолола начиналось с нагрузочной дозы 500 мкг/кг за 1 мин с последующей инфузией в течение 6 ч. При развитии нежелательных явлений терапию эсмололом прекращали досрочно или временно приостанавливали.

Результаты. Статистически значимой разницы в частоте развития нежелательных явлений, которые могли быть спровоцированы введением β1-АБ, между изучаемыми группами не наблюдалось. В группе эсмолола отмечалась тенденция к большей частоте развития брадикардии во время пЧКВ (18,03 vs 6,63%, p=0,058), у 2 пациентов (3,3%) наблюдалась гипотония (до 70/40 мм рт. ст.), у 2 (3,3%) — развитие явлений ОСН. У 4 пациентов (7%) инфузия была прекращена досрочно, у 8 (13%) — временно приостановлена и возобновлена после стабилизации гемодинамики. Случаев бронхоспазма выявлено не было. Все случаи развития брадикардии и гипотонии являлись клинически незначимыми. Брадикардия развивалась во время реперфузии при пЧКВ, двоим пациентам при брадикардии вводился атропин, в последующем инфузия эсмолола была возобновлена. В группе эсмолола не было отмечено развития устойчивых желудочковых нарушений ритма (фибрилляции желудочков либо желудочковой тахикардии) в первые сутки заболевания в отличие от группы контроля (n=4; 6,67%). Различия имели статистическую значимость (р=0,04). Частота госпитальных летальных исходов была низкой (n=1 в группе контроля), без значимой разницы между исследуемой и контрольной группами (0% vs 1,7%).

Заключение. Результаты исследования подтверждают благоприятный профиль безопасности эсмолола. В/в введение эсмолола снизило частоту возникновения жизнеугрожающих нарушений ритма, не привело к увеличению частоты нарушений проводимости, брадикардии, ОСН. Для купирования брадикардии в группе эсмолола в большинстве случаев было достаточно прекращения инфузии препарата.

Сохранить в закладках