Около 46% травм крупных суставов занимают повреждения коленного сустава, в структуре которых у детей и подростков порядка 15–24% приходится на переднюю крестообразную связку (ПКС). Для сокращения вероятности отдаленных осложнений после травм у несовершеннолетних профессиональных спортсменов, реабилитационного периода и скорейшего возвращения в спорт высших достижений необходимо внедрение в клиническую практику инновационных технологий регенеративной медицины, в том числе с использованием плазмы, обогащенной тромбоцитами (PRP). Применение PRP имеет ряд преимуществ по сравнению с другими консервативными методами терапии, а именно: являясь ортобиологическим препаратом, PRP представляет собой биологическое вещество собственного организма пациента, способствующее ускорению регенерации с минимальным риском возникновения побочных явлений; это малоинвазивная манипуляция, при соблюдении методики не приводящая к осложнениям. Несмотря на то что PRP-терапия широко применяется при лечении заболеваний и повреждений крупных суставов у взрослой категории пациентов, использование данного терапевтического метода у несовершеннолетних спортсменов изучено недостаточно, в связи с чем и явилось целью настоящей работы.
Описание клинического случая. Представлено клиническое наблюдение профессионального спортсмена с травмой коленного сустава с оценкой функциональных и клинических результатов PRP-терапии. В данной работе продемонстрированы две стандартизированные методики по применению PRP, обозначены преимущества закрытого цикла приготовления PRP: минимизация контакта с внешней средой, снижающего возможные риски инфицирования; сокращение расходных материалов, повышающего экономическую эффективность. Описанный клинический случай травмы ПКС у юниора с полным функциональным и структурным (по данным магнитно-резонансной томографии) восстановлением при проведении PRP-терапии продемонстрировал эффективность, безопасность и хорошую переносимость применения плазмы, обогащенной тромбоцитами. Положительный результат отмечен как клинически (констатация регресса болевого синдрома, оцениваемого по визуально-аналоговой шкале, восстановления функции сустава, положительная динамика провокационных тестов (тест Лахмана и переднего выдвижного ящика)), так и по данным визуализации.
Выводы. Применение PRP-терапии при травмах ПКС у несовершеннолетних профессиональных спортсменов является перспективным терапевтическим подходом в ортопедии и спортивной медицине с использованием технологий регенеративной медицины. Закрытый цикл приготовления PRP имеет ряд преимуществ перед открытым, включая экономическую эффективность благодаря минимизации расхода медицинских изделий. Показана безопасность метода при соблюдении требований к его проведению (асептика, антисептика, ультразвуковой контроль и др.) и подтверждена высокая чувствительность магнитно-резонансной томографии в рамках оценки динамики повреждений ПКС.
Переломы, в особенности низкоэнергетические, чаще встречаются у спортсменок с олиго/аменореей по сравнению со сверстницами без нарушений менструального цикла, что связано с различными гормональными изменениями и нарушением процессов ремоделирования костной ткани.
Цель. Оценка состояния метаболизма костной ткани и гормональных показателей в сыворотке крови у высококвалифицированных спортсменок, не достигших 18-летнего возраста, с первичной аменореей и без нарушений менструального цикла.
Материалы и методы. Проведено одномоментное одноцентровое исследование с участием 111 юных спортсменок в возрасте 15–18 лет (средний возраст 15,9 [14,9; 16,6] года), входящих в состав сборных команд РФ по 5 видам спорта и проходивших углубленное медицинское обследование в ФГБУ «ФНКЦ детей и подростков ФМБА России» в период с марта 2021 по июль 2023 г. Спортсменки были разделены на 2 группы в зависимости от наличия первичной аменореи. В группу с первичной аменореей включены 23 спортсменки (средний возраст 15,8 [15,1; 16,3] года); в группу сравнения — 88 спортсменок (средний возраст 15,9 [14,9; 16,6] года) с регулярным менструальным циклом. У спортсменок определяли уровень остеокальцина, С-концевого телопептида (β-CrossLaps), проколлагена 1-го типа (P1NP), паратиреоидного гормона (ПТГ), витамина D (25(ОН)D3) и активности щелочной фосфатазы (ЩФ) в сыворотке крови. Для оценки гормонального статуса проведена оценка уровней лютеинизирующего гормона (ЛГ), фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), эстрадиола и лептина. Оценка полового развития проведена по классификации Tanner, оценка композиционного состава тела — методом биоимпедансного анализа. Статистическая обработка данных произведена с использованием пакета прикладных программ Statistica v. 10.0 (StatSoft Inc., США).
Результаты. Для спортсменок с первичной аменореей характерны более низкие значения массы тела (р < 0,0001) и содержания жировой ткани (%) в организме (р < 0,0001) по сравнению со сверстницами без нарушений менструального цикла. Анализ уровней ЛГ (р = 0,328) и ФСГ (р = 0,069) не выявлял статистически значимых различий в исследуемых группах, однако у девочек с первичной аменореей отмечали более низкие уровни эстрадиола 182,0 [123,0; 227,0] и 244,0 [143,5; 518,5] (р = 0,002) и лептина 2,1 [1,2; 4,1] и 9,1 [5,1; 14,9] (р < 0,0001) по сравнению со спортсменками без нарушений менструального цикла. У спортсменок с первичной аменореей выявлено повышение как маркеров костеобразования (P1NP, остеокальцин), так и костной резорбции (β-CrossLaps и ЩФ) по сравнению со сверстницами без нарушений менструального цикла.
Выводы. Для несовершеннолетних спортсменок с первичной аменореей характерно дисгармоничное физическое развитие за счет дефицита массы тела, сопровождающееся снижением содержания жировой ткани в организме, снижением уровня лептина и эстрадиола и сохранной функцией гонадостата, а также повышением маркеров метаболизма костной ткани. Выявленные гормональные и метаболические особенности могут являться значимым фактором риска развития нарушений ремоделирования костной ткани у данной группы спортсменок.