В статье впервые раскрываются подробности создания и работы «Особой Комиссии для пересмотра действующих постановлений относительно древних памятников и зданий» под руководством
С. П. Суходольского. Данная Комиссия была учреждена в 1905 г. в Санкт-Петербурге при МВД с целью систематизации и выработки единого законодательного проекта по охране памятников древности Российской империи. В ее работе были задействованы ведущие специалисты и ответственные чиновники, хорошо знакомые с данной тематикой, включая таких известных общественных, научных и государственных деятелей, как А. А. Бобринской, Н. П. Кондаков, Н. В. Султанов, П. Ю. Сюзор, Н. В. Покровский и др. Несмотря на краткость своего функционирования, несовпадение взглядов ее членов на ряд ключевых параметров проблемы, выработанные Комиссией «Особые Положения» стали важным заделом в последовавшие позднее попытки государственной власти создать всеобъемлющий законодательный документ по охране культурного наследия в Российской империи. Обсуждаемые на заседаниях вопросы являлись срезом общественных и государственных представлений по ключевой проблематике в рассматриваемый период.
В качестве дополнительной характеристики значения работы Комиссии Суходольского, иллюстрации практического взаимодействия столичного учреждения с региональными субъектами задействован крымский контекст, богатый памятниками античности, средневековья и нового времени.
В статье впервые вводится в научный оборот «Записка генерала от кавалерии Михельсона И. И. о землевладении в Крыму» (1802 г.). Автор документа известен, прежде всего, как военачальник, ключевой участник подавления пугачевского восстания. Но помимо военной карьеры некоторое время являлся военным губернатором Новороссийской губернии. В качестве регионального начальника большое внимание уделял проблеме крымского землевладения, связанной с нелегитимными раздачами земель российским помещикам. В представленной «Записке» Михельсон излагает суть проблемы и предлагает свои варианты по ее решению, квалифицированно апеллируя к законодательным инициативам Екатерины II и Павла I, а также к исторически сложившимся обычаям и порядкам в системе землевладения времен Крымского ханства. Важным обстоятельством является тот факт, что «Записка» была прочитана императором Александром I, а затем передана в специализированный орган по преобразованию региона - Новороссийский Комитет - для дальнейшего обсуждения.