Данная статья посвящена актуальным вопросам правового обеспечения института медицинской тайны в Российской Федерации на современном этапе. Каждый в современном мире имеет право на конфиденциальность. Но бывают случаи, когда просто необходимо поделиться чем-то личным, например, на приёме с врачом, при этом пациент должен быть уверен, что информация не выйдет за стены приёмного кабинета. Более того, соблюдение конфиденциальности не только укрепляет доверие в частных случаях, но и способствует созданию здорового общества в целом. Люди, уверенные в защите своих личных данных, более охотно обращаются за медицинской помощью, что в итоге приводит к более раннему выявлению заболеваний и улучшению общего состояния здоровья населения. В связи с этим целью статьи является общий обзор законов, обеспечивающих конфиденциальность медицинских данных, и нюансов правоприменения в соответствующей сфере. Особое внимание уделяется трактовке врачебной (медицинской) тайны в законодательстве Российской Федерации. В статье обсуждаются также, какие сложности бывали и встречаются при выдаче медицинских данных, аспекты юридической ответственности за разглашение медицинской тайны.
Ресвератрол, природное соединение из класса стильбенов, содержащееся в винограде, ягодах и других растениях, привлекает значительный научный интерес благодаря широкому спектру заявленных полезных свойств, включая антиоксидантную, противовоспалительную, антивозрастную и кардиопротекторную активность. Данный обзор обобщает современные знания о ресвератроле, исследуя его сложную фармакокинетику - характеризующуюся высоким всасыванием, но низкой биодоступностью при пероральном приёме из-за интенсивного пресистемного метаболизма - и его многообразные механизмы действия. Подробно описана активация ключевых сигнальных путей, таких как SIRT1, AMPK, Nrf2 и PGC-1α, которые опосредуют его влияние на митохондриальный биогенез, антиоксидантную защиту и метаболический гомеостаз. Особое внимание уделено ключевой роли микробиоты кишечника в метаболизме ресвератрола до активных производных, таких как дигидроресвератрол и лунуларин, которые вносят существенный вклад в его биологические эффекты и модулируют состояние желудочно-кишечного тракта. Парадоксально, но в обзоре также рассматриваются потенциальные неблагоприятные эффекты соединения, изучается, как его окисление до реакционноспособной хинонной формы может приводить к прооксидантным эффектам, генотоксичности, нарушению клеточной сигнализации и эндокринным нарушениям. Этот всесторонний анализ подчеркивает двойственную природу ресвератрола, выделяя как его терапевтический потенциал, так и зависящие от дозы риски, которые необходимо учитывать для его будущего применения в питании и медицине.
При использовании модели предаторного хронического стресса на половозрелых самцах крыс линии Wistar с изначально тревожным поведением были выявлены особенности в метаболических и нейрохимических процессах в головном мозге. Основные признаки, определяющие изначально тревожное поведение и стресс-индуцированные изменения, были выявлены по результатам поведенческого теста «Приподнятый крестообразный лабиринт» (ПКЛ). При хроническом предаторном стрессе было установлено незначительное снижение индекса тревожности, снижение концентрации серотонина миндалевидном теле и гиппокампе, а также изменения в показателях перекисного окисления липидов в тканях мозга [1; 4] (рис. 1-6). Внутрибрюшинное введении ресвератрола в концентрации 50 мг/кг привело к значительному повышению индекса тревожности, имеющего беспокойный характер, и к возвращению ряда нейрохимических и метаболических показателей до контрольных значений [8; 21]. Совместное применение сертралина с ресвератролом (10 мг/ кг, 50 мг/кг, соответственно) привело к аналогичному поведенческому эффекту, но снизив иммобилизацию, при этом не изменив нейрохимические и более слабо влияя на метаболические показатели. Полученные результаты исследования представляют собой практический и теоретический интерес в рамках коррекции стресс-индуцированных нарушений при изначально тревожном поведении и изучения сравнительных механизмов действия ресвератрола и сертралина [5; 6].