Проблема исследования и обоснование ее актуальности. На сегодняшний день по статистике международной федерации самбо, популяризация самбо в мире подтверждается ростом числа занимающихся, созданием новых национальных федераций, ожидающих вступления в международную федерацию самбо (FIAS). Однако такое стремительное развитие вида спорта, сталкивается с проблемами квалифицированного кадрового обеспечения системы подготовки спортсменов. Для решения этой проблемы, международная федерация самбо проводит тренерские семинары, мастер-классы для тренеров, спортивных судей, спортивных функционеров, смысл которой, заключается в целенаправленном повышении уровня теоретических знаний специалистов и совершенствования практических навыков, овладения терминологией самбо, в том числе на русском языке, а также детального рассмотрения техники из основных классификационных групп приемов самбо, изучения дидактических принципов и методов обучения. Цель исследования - выявить и проанализировать актуальные проблемы повышения квалификации специалистов по самбо стран Азии и Океании. Методология (материалы и методы). Международный тренерский семинар для представителей стран Азии и Океании проводился на основе серии лекционных и практических занятий. Для контроля уровня знаний и умений тренеров, по завершению семинара было проведено теоретическое тестирование, экспертная оценка техники из классификационных групп приемов самбо, а также анкетный опрос для обеспечения обратной связи и оценки качества образовательного процесса. В работе были использованы следующие виды анкет: очное, групповое (всем респондентам n=17, розданы анкетные листы), сплошное, полузакрытое, анонимное. Результаты. В ходе курсов повышения квалификации все специалисты (n=17) успешно справились с теоретической и практической частью экзамена и получили сертификат, который дает возможность провести аттестацию спортсменов национальных федераций, тренеры овладели терминологией самбо на русском и английском языках, освоили принципы и методы подготовки квалифицированных спортсменов, основы биомеханики при выполнении технических действий и т. д. Все вышесказанное является важной составляющей для развития и популяризации самбо в странах Азии и Океании, а также роста конкурентоспособности спортсменов на международной арене. Особо хочется отметить следующие отзывы от специалистов: актуальна разработка учебно-методических материалов по самбо на других языках (китайском и др.), таких как: специальные учебные пособия, учебники по самбо, интерактивные учебные пособия (обучающие фильмы), образовательные программы, в том числе с возможностью дистанционного обучения и т. д. Специалисты отметили необходимость подробного рассмотрения и изучения дисциплины боевого самбо на тренерских семинарах (техника и тактика в боевом самбо, разрешенные и запрещенные технические действия, анализ соревновательной деятельности). Увеличение количества семинаров и образовательных мероприятий во всем мире и т. д. Научная новизна. Впервые была апробирована структура и содержание курсов повышения квалификации для тренеров стран Азии и Океании. Теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании системы подготовки кадров по самбо. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать для подготовки специалистов из различных регионов.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Согласно государственным документам в современном образовании внимание должно уделяться не столько достижению учениками академических результатов, сколько развитию их личности, формированию их духовно-нравственной и мировоззренческой культуры. Эффективно решить проблему формирования гражданина, адекватно реагирующего на все жизненные изменения, может педагог-профессионал, обладающий компетенциями в области воспитывающего обучения. Однако в научно-педагогической литературе недостаточно освещены вопросы подготовки педагогов к реализации воспитательной функции обучения. Цель исследования. Статья предлагает анализ результатов анкетирования педагогов с целью выявления дефицитов в их подготовке к реализации воспитательной функции обучения и определения путей совершенствования компетенций педагогов в области воспитывающего обучения. Методология (материалы и методы). В процессе исследования применялся метод анализа педагогической литературы, посвященной теме «воспитывающего обучения», а также, качественный и количественный анализ эмпирических данных, полученных в результате анкетирования педагогов. Результаты. В статье раскрыта сущность понятия «воспитывающее обучение», определены факторы, влияющие на изменение толкования понятия. Анализ анкетирования позволил выявить уровень подготовленности педагогов к реализации воспитательной функции обучения, а также, знаниевые и компетентностные блоки, в которых имеются пробелы у учителей. В статье намечены возможные пути решения обозначенных в результате анализа проблем. Статья может быть полезна руководителям методических подразделений институтов развития образования, преподавателям курсов повышения квалификации при планировании своей деятельности и учителям-предметникам, заинтересованным в повышении эффективности своей практики воспитывающего обучения.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Одной из важнейших элементов в системе повышения квалификации специалистов по самбо, является осуществление контроля профессиональных знаний. Актуальной проблемой является качественная подготовка высококвалифицированных кадров по самбо в мире и поэтому систематический контроль знаний на тренерских и судейских семинарах необходим. Это обосновывается повышением уровня подготовленности спортсменов, динамическими изменениями правил соревнований совершенствованием методик подготовки спортсменов, появлением новых дисциплин по самбо. Цель исследования. Разработать и научно обосновать систему контроля качества профессиональных знаний специалистов по самбо в процессе повышения квалификации на международных тренерских и судейских семинарах. Методология (материалы и методы). Основным методом контроля профессиональных знаний специалистов по самбо, явилось педагогическое тестирование, которое включало в себя перечень вопросов для спортивных судей и для тренеров по самбо на русском, английском и испанском языках. Благодаря сравнительному анализу, методам математической статистики и последующему обобщению данных, выявили текущий уровень знаний специалистов различных регионов, на основе моделирования разработали систему контроля качества профессиональных знаний специалистов по самбо. Результаты. Уровень профессиональных знаний тренеров достоверно высокий, по результатам двух тренерских семинаров все участники справились с тестированием и получили положительную оценку. Среди спортивных судей достоверно высокий уровень у представителей стран СНГ и ближнего зарубежья, низкий уровень продемонстрировали спортивные судьи Латинской Америки, среди них никто не набрал необходимого количества баллов для положительной оценки. Одним из определяющих факторов успешности выполнения теста является знание русского языка, понимания содержания разделов правил соревнований. Серия педагогических наблюдений позволили выявить позитивные и негативные факторы, влияющие на уровень профессиональных знаний специалистов по самбо. На основе моделирования разработали систему контроля качества профессиональных знаний специалистов. Научная новизна исследования состоит в разработке эффективной системы контроля качества профессиональных знаний, особенность которой определяется применением интерактивных методов обучения (деловых игр, кейс-методов) при передаче большого объема информации в сжатые сроки. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и реализации образовательных программ для специалистов по самбо, включающих в себя не только структуру и содержание, но и методы обучения и контроль качества знаний. Практическая значимость исследования выражается в разработанной авторской системе контроля качества профессиональных знаний специалистов по самбо. Она будет полезна при формировании профессиональных компетенций специалистов и может применяться в дальнейшей практике подготовки кадров международной федерацией самбо.