Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье обосновывается необходимость совершенствования системы неформального повышения квалификации средствами интеграции в инновационные процессы и подчеркивается роль в этих процессах региональных инновационных площадок и муниципальных методических служб. Автором предлагается модель сетевого взаимодействие субъектов инновационной деятельности в разработке содержания и реализации неформального повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций региона. Для обоснования эффективности предлагаемой модели автор проводит анализ научной литературы, статистических данных, функций муниципальных методических служб и региональных инновационных площадок. Цель исследования - разработка модели организации процессов сетевого взаимодействия деятельности региональных инновационных площадок и муниципальных методических служб по: 1) разработке и внедрению инновационных продуктов в образовательные системы на региональном и муниципальном уровне; 2) проектированию содержания неформального повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций. Методология (материалы и методы). Исследование проведено на основе общенаучных и частнонаучных методов: моделирования и теоретического конструирования объекта, аналогии, гипотетико-дедуктивного метода, метода философского анализа, прогнозирования, научного обобщения, изучения и анализа источников, наукометрического анализа и интерпретации данных, статистики, наблюдения, сравнения, мониторинга, концептуализации опыта, восхождения от абстрактного к конкретному и т. д. Результаты. Обоснована актуальность и необходимость развития системы неформального повышения квалификации средствами интеграции в инновационные процессы. Доказано, что системообразующим элементом данных процессов является разработка такого научного метода в образовании как концептуализация. Констатировано отсутствие научных разработок метода концептуализации как средства повышения качества инновационных процессов в образовании и систем неформального повышения квалификации. Отмечен описательный характер научных исследований по вопросам организации деятельности муниципальных методических служб и региональных инновационных площадок. Также констатировано практически полное отсутствие презентации в научных исследованиях механизмов консолидации ресурсов данных организаций по разработке и внедрению инновационных продуктов в образовательные системы на региональном и муниципальном уровне, проектированию содержания неформального повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций. Была разработана и представлена в виде модели структура сетевого взаимодействия муниципальных методических служб и региональных инновационных площадок. Установлено, что данная структура демонстрирует реальные способы сетевого взаимодействия через раскрытие общих для субъектов инновационной деятельности целей, задающих распределение функций и точки консолидации ресурсов; позволяет вывести опыт сетевого взаимодействия муниципальных методических служб и региональных инновационных площадок за рамки муниципалитета и создавать кустовые сети по тематическому признаку на уровне региональной системы образования; раскрывает неограниченные возможности профессиональных сетевых сообществ в создании эффективных практик взаимодействия. Обоснован универсальный характер данной модели в качестве средства организации сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности в любой региональной системе образования.
Проблема исследования, обоснование ее актуальности. Муниципальная методическая служба является важнейшим звеном, связывающим теорию и практику в региональной системе образования. Консерватизм, недостаток взаимосвязей, низкая организационная культура снижают эффективность методической деятельности на муниципальном уровне. Ситуация в Ярославской области оценивалась по итогам реализации образовательной программы «Управление современными образовательными системами» (Школа методиста - 2023). Целью исследования являлось обоснование внедрения новых форм взаимодействия муниципальных методических служб на основе социологического наблюдения. Были выделены управленческие, организационные, содержательные проблемы взаимодействия, предложены решения, обоснована необходимость диверсификации форм взаимодействия. Представлена схема «партнерской» (сетевой) методической работы. «Сервисный подход» не должен соответствовать понятию сервиса в сфере торговли и услуг. Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Консервативный подход к практике управления, низкая степень управленческой свободы, недостаточная степень присутствия в образовательном пространстве региона, неопределенность задач, искажение функционала, нарушение баланса между требованиями «сверху» и запросами «снизу», низкая организационная культура снижают эффективность методической деятельности на муниципальном уровне. Методология (материалы и методы). Ситуация изучалась по итогам реализации образовательной программы «Управление современными образовательными системами» (Школа методиста), с участием 40 муниципальных методистов. В ходе школы рассматривались вопросы трансформации муниципальной методической службы, применение цифровых инструментов. Был поднят вопрос формирования регионального методического актива, методисты апробировали новые форма взаимодействия. Результаты. В результате многолетней работы в Ярославской области на практике функционирует единая методическая служба, создана информационная база муниципальных методических сообществ, принята концепция единой методической службы региональной системы образования, подписаны соглашения между институтом и муниципальными методическими службами, действуют более 40 региональных профессиональных сообществ и более 200 муниципальных методических объединений, создано региональное экспертное сообщество, работает «Школа методиста». Данный опыт обобщен и поэтому может быть использован в других регионах. На теоретическом уровне авторами обосновано внедрение новых форм взаимодействия методических служб на основе результата социологического наблюдения: выездные профильные школы для муниципальных методистов, координационные советы, адресное сопровождение, Авторами предложена типология проблем взаимодействия муниципальных методических служб (управленческие, организационные, содержательные); соотнесены направления деятельности и ожидаемые эффекты. Формы взаимодействия методических служб классифицированы в рамках различных подходов к организации их деятельности. Практическая значимость состоит в анализе опыта в реализации новых активных форм групповой работы (буткемп, митап, мировое кафе).