На протяжении многих лет Соединенные Штаты Америки в своей ближневосточной стратегии указывают безопасность государства Израиль как один из главных внешнеполитических приоритетов. Безопасность Израиля, в свою очередь, напрямую зависит от состояния палестино-израильского конфликта. После событий 7 октября 2023 г. вновь встал вопрос о необходимости окончательного разрешения конфликта. Хотя Вашингтон неоднократно подчеркивал свою приверженность концепции «два народа – два государства», три последние администрации не предприняли никаких шагов для реализации этой стратегии. Администрация Б. Обамы попыталась ужесточить свою риторику в отношении Израиля, однако сохранила военные поставки в полном объеме, даже увеличив: включила программу «Железный купол». Обсуждение будущего палестинского государства осталось на уровне риторики. Администрация Д. Трампа сразу продемонстрировала всестороннюю поддержку Израиля, признав Иерусалим его столицей, а позже Голанские высоты территорией Израиля. Проект «сделка века» стал очередной неудачной попыткой разрешить палестино-израильский конфликт, и Д. Трамп скорректировал ближневосточную стратегию, направив усилия на подписание соглашения между Израилем и ОАЭ. «Соглашения Авраама» стали огромным успехом администрации Трампа, к которому присоединись Бахрейн, Марокко и Судан. Следующая администрация Дж. Байдена продолжила развивать идею «расширения» Соглашений на Саудовскую Аравию. Переговоры шли успешно, несмотря на нерешенный палестинский вопрос, до 7 октября 2023 г. После атаки ХАМАС и начала операции Израиля в Секторе Газы основной целью администрации Байдена стало достижение соглашения о прекращении огня, новая администрация Д. Трампа формирует новый ближневосточный курс. Судьба независимого палестинского государства остается неопределенной. В текущих условиях Вашингтон меньше заинтересован в претворении в жизнь концепции «два народа – два государства». В статье рассматриваются причины изменений, произошедших в политике США за последние десятилетия в отношении палестинского вопроса и создания палестинского государства.
Н астоящая статья посвящена анализу развития саудовско-китайских отношений, вышедших с 2016 г. на уровень «всеобъемлющего стратегического сотрудничества». Исследование разделено на три блока, рассматривающих сотрудничество двух стран в разные хронологические периоды. В первой части анализируются саудовско-китайские отношения в период Холодной войны (1949–1990), когда между странами отсутствовали дипломатические отношения. Первоначальная обоюдосторонняя негативная оценка стран стала изменяться с 1970-х гг. после сближения Вашингтона и Пекина, при этом поворотным моментом стала покупка Саудовской Аравией в конце 1980-х гг. баллистических ракет средней дальности китайского производства. Данный шаг заложил основу как саудовской политики маневрирования, так и саудовско-китайским отношениям. Вторая часть рассматривает двусторонние контакты в период (1990–2013) до начала реализации инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). В данный период КСА становится одним из крупнейших поставщиков нефти для нужд КНР. Появляется тренд на стабильное и последовательное развитие торгово-экономического сотрудничества, при этом разногласия по внешнеполитическим вопросам не оказывают влияния на саудовскокитайские отношения. Третья часть посвящена анализу двусторонних отношений после начала реализации ОПОП (2013– н. в.). Указанный выше тренд развития получил новый импульс, более того, Эр-Рияд связывает выполнение своей программы реформ «Видение 2030» с ОПОП. Интенсифицируется сотрудничество в сфере высоких технологий, при этом КСА особо заинтересовано в получении китайских телекоммуникационных технологий (5G) и разработок в области искусственного интеллекта. В статье сделан вывод, что, несмотря на рост противоречий между КНР и США, КСА, руководствуясь своими национальными интересами, продолжит взаимовыгодное сотрудничество с КНР, равно как и с любыми другими великими державами, оставляя себе тем самым пространство для маневрирования и балансирования во внешнеполитических и экономических вопросах, продолжая тем самым политический курс, заложенный ещё в конце 1980-х гг.