Статья посвящена актуальным вопросам теории и методики библиотечно-информационного образования. Ее цель – обосновать целесообразность формирования тематической структуры курса «Библиотечная профессиология» на основе обобщения научных представлений о предмете библиотечной профессиологии как библиотековедческой дисциплины.
Проанализированы методологические подходы специалистов ведущих вузов культуры (Московского государственного института культуры, Белорусского государственного университета культуры и искусств, Восточно-Сибирского государственного института культуры) к построению содержания одной из специальных учебных дисциплин «Библиотечная профессиология», которая входит в учебные программы по подготовке магистров библиотечно-информационной деятельности.
Предложен один из вариантов структурно-логической модели курса «Библиотечная профессиология» – комплексной теоретико-прикладной дисциплины, охватывающей широкий круг проблем, связанных с местом и ролью библиотечной профессии в обществе. Освоение магистрантами сущности и содержания библиотечной профессиологии обусловливает необходимость приобретения различных профессиональных компетенций, среди которых наиболее значимыми являются общепедагогические. По этой причине центральное место в курсе должно занять изучение вопросов, связанных с профессиональным образованием: от истории до актуальных проблем организации подготовки библиотечных специалистов, содержания, методов и форм обучения на современном этапе.
Статья посвящена изучению документального наследия, его роли в социально-экономическом развитии региона. Автор выделил базовые требования регламентов в сохранении документального наследия в регионе.
Цель статьи – показать возможности библиотеки и вуза в реализации задач сохранения и продвижения культурного наследия для дальнейшего развития региона на основе результатов проведенного исследования.
На примере Кемеровской области – Кузбасса определены основные параметры использования документального наследия для социально-экономического развития региона: обеспечение сохранности документального наследия; предоставление доступа к информации; информационное сопровождение всех аспектов развития территории; создание цифрового контента институтов памяти (библиотек, музеев, архивов); продвижение документального наследия; введение в научный оборот новых компонентов документального наследия; научно-исследовательская деятельность; интеграция институтов памяти для сохранения культурного наследия.
В статье представлена характеристика цифрового документального наследия Кузбасса в центральной библиотеке региона – Государственной научной библиотеке Кузбасса им. В. Д. Федорова. Обозначены основные виды работ Кемеровского государственного института культуры по сохранению и продвижению культурного наследия Кузбасса. Рассмотрена интеграция деятельности центральной библиотеки и вуза культуры как один из ключевых факторов повышения эффективности работы в этом направлении.
Подчеркивается, что сотрудничество библиотек с другими учреждениями и организациями, в том числе с органами власти и местного самоуправления, позволяет разрабатывать и реализовывать совместные проекты, направленные на развитие региона и повышение уровня его устойчивости. Отмечается, что центральные библиотеки субъектов РФ и вузы культуры являются основными участниками в вопросах сохранения и развития культурного наследия регионов. Главный вывод исследования: тесная интеграция библиотеки и вуза позволяет решать комплексные задачи по сохранению и продвижению документального наследия региона.
Появление новых каналов информации и методов распространения научных публикаций, активное развитие цифровых технологий меняют задачи, формы работы научных библиотек, которые формируют документные и информационные ресурсы и располагают богатым опытом работы в области удовлетворения информационных потребностей представителей научно-образовательного комплекса. Направления деятельности научных библиотек дополняются за счет целевого обучения пользователей основам информационной культуры.
В научных библиотеках – библиотеках вузов и центральных научных библиотеках субъектов РФ – большое внимание уделяется обслуживанию студентов. Изменение образовательной модели, усиление самообразовательного компонента в учебном процессе вуза, возрастание значения информационной культуры личности преобразует статус научных библиотек: из элемента информационной инфраструктуры библиотека превращается в субъект образовательной деятельности, взаимодействуя с факультетами и кафедрами на принципах партнерства.
Цель статьи – представить результаты исследования информационного поведения студентов Челябинска, использующих в своей работе, наряду с информационными ресурсами вузовских библиотек, документно-информационные ресурсы Челябинской государственной универсальной научной библиотеки, и определить направления сотрудничества центральной региональной научной библиотеки с учреждениями высшего профессионального образования.