Цель. Статья посвящена вопросу использования экономических показателей регионов России в образовательном процессе для развития навыков статистического анализа у учащихся. Авторы ставят целью обосновать эффективность применения реальных региональных данных в обучении географии, а также предложить конкретные примеры заданий для их интеграции в школьный курс географии.
Методология и методы исследования. При подготовке статьи использовались такие исследовательские методы, как: анализ научной литературы и нормативных документов, контент-анализ статистических источников, анкетирование, а также статистические методы обработки результатов. В статье акцентировано внимание на междисциплинарном подходе, сочетающего элементы математики, географии, обществознания и информатики. Методологическая основа исследования базируется на деятельностном и компетентностном подходах, предполагающих формирование у учащихся практических навыков статистического анализа через работу с реальными экономическими данными. Исследование включает анализ вариативности данных, построение графиков и диаграмм с точки зрения выявления их образовательного потенциала на ступени основного общего образования.
Результаты. В статье выделен перечень экономических показателей, которые наиболее целесообразно использовать в преподавании географии на ступенях ООО (например, ВРП на душу населения, уровень безработицы, инвестиции в основной капитал и др.), предложены задания, направленные на формирование у учащихся умений работать с экономической статистикой, а также представлена технологическая карта урока географии в 9 классе по теме «Население Европейского Севера: статистический анализ». Кроме того, в статье отражены результаты педагогического эксперимента, который был реализован в процессе обучения географии девятиклассников.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании роли региональной статистики для формирования статистической грамотности обучающихся. Практическая ценность состоит в разработке методических рекомендаций для преподавателей, включающих примеры задач и кейсов на основе данных Росстата и других официальных источников.
Выводы. Эксперимент подтвердил, что использование экономических показателей регионов России - эффективный инструмент для развития навыков статистического анализа у учащихся. Работа с реальными данными способствует глубокому пониманию предмета и формированию умений, необходимых для профессиональной деятельности.