Архив статей

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ПИЛЮГИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА, СЕРГЕЕВА МАРИНА ГЕОРГИЕВНА

Цель. Описание ряда условий, способствующих развитию профессиональной субъектности учителя на курсах повышения квалификации. Актуальность темы статьи обусловлена запросом государства на повышение качества профессиональной деятельности учителя, что отражено в государственном профессиональном стандарте «Педагог». Такое повышение квалификации опирается на необходимость учёта требований профессиональных стандартов для педагогических работников к профессиональной деятельности, учёта изменения условий обучения, обновления его содержания. Развитие профессиональной субъектности - важный процесс, позволяющий учителю совершенствовать профессиональную деятельность через управление собственной учебной деятельностью в системе повышения квалификации.

Методология и методы исследования. Методологическими основаниями исследования стали антропологический, андрагогический, субъектный подходы. В рамках исследования были использованы метод анализа литературных источников, метод экспертизы значимых исследований по выбранным вопросам, метод определения сегмента собственного исследования в проблемном пространстве темы, метод наблюдения.

Результаты исследования. Основными результатами исследования стали выявленные педагогические условия, обобщённые характеристики педагогических условий, способствующих развитию профессиональной субъектности учителя.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии условий развития профессиональной субъектности учителя: принятие учителем в педагогической практике позиций профессиональных стандартов; организация курсов повышения квалификации по современным педагогическим проблемам; передача в содержании обучения профессиональных учительских ценностей. Практическая значимость состоит в разработке и использовании материалов исследования в постдипломном образовании.

Выводы. Актуальные исследования профессиональной субъектности учителя указывают на необходимость выявления условий её развития. В рамках статьи нами предложен ряд таких условий, как учёт требований современных профессиональных стандартов в постдипломном обучении; организация постдипломного обучения учителей на основе антропологического, андрагогического, субъектного подходов; утверждение в содержании обучения профессиональных ценностей учителя как профессиональных педагогических ориентиров. Соблюдение указанных условий в постдипломном обучении дало возможность говорить о положительной динамике развития профессиональной субъектности учителей.

Сохранить в закладках