Архив статей

Homo Legens: Человек читающий (2025)
Выпуск: № 1, Том 21 (2025)
Авторы: Степанова Марина Анатольевна

В статье с позиций культурно-исторической методологии поднимается проблема психологии художественной литературы как вида искусства. Отдельно, отталкиваясь от представлений М. М. Бахтина о диалогичности текста и А. Н. Леонтьева о коммуникативной природе искусства, рассматриваются вопросы, связанные с созданием художественных произведений и их пониманием, что получило отражение в разделах «Работа автора» и «Работа читателя». Встреча автора и читателя означает рождение Homo Legens — Человека читающего. Исследованию этого феномена и посвящена данная публикация.

Художественную литературу (как работу автора) можно анализировать двояко: с одной стороны, она выступает предметом психологического исследования, а с другой — ее субъектом, самостоятельным носителем психологического знания. В первом случае литература представляет собой либо объект научно-психологического изучения, либо его средство; во втором — обосновывается возможность отношения к литературе как к носителю вненаучного психологического знания, чем и обусловлено ее психотехническое воздействие на читателя.

Восприятие литературного произведения читателем (работа читателя) анализируется с художественных и научных позиций, которые взаимодополняют друг друга. С опорой на представления Л. С. Выготского об активности эстетического переживания и учение об интериоризации П. Я. Гальперина обосновывается точка зрения, согласно которой понимание литературного произведения читателем есть процесс его активного воссоздания, что созвучно представлениям В. Ф. Асмуса о чтении как творчестве.

В заключение на примере художественной литературы делается вывод о продуктивности обращения к научным и вненаучным (литературным) источникам психологического знания при разработке вопросов психологии искусства.

Сохранить в закладках