В статье представлено теоретическое обоснование и прокомментированы возможности эффективного использования медиаобразовательной среды в развитии речи дошкольников. Проведенное теоретическое исследование показало позитивное влияние медиаобразовательной среды на развитие речи детей дошкольного возраста. Условиями создания медиаобразовательной среды для дошкольников являются материально-технические ресурсы, профессиональная подготовка педагогов, безопасность и этичность, правильная организация пространства. Среда дошкольной образовательной организации включает содержательный (знакомство с видами медиа, развитие критического мышления, безопасность в цифровом пространстве, создание медиаконтента, эмоционально-личностный компонент) и методический (интеграцию в образовательные области: речевое развитие - аудиозаписи сказок, создание подкастов, озвучивание персонажей; художественно-эстетическое развитие - рисование на планшетах или компьютерах, анимация персонажей; познавательное развитие - виртуальные экскурсии, обучающие видеоролики; социально-коммуникативное развитие - создание групповых проектов; физическое развитие - видеоролики с зарядками и спортивными играми) аспекты. Значимость медиаобразования как средства для речевого развития детей обусловлена невозможностью изолировать ребенка от цифрового пространства в нашем современном обществе, так как медиапространство может предоставить ребенку доступ к множеству полезной информации. В методах и способах применения медиаобразования в работе с дошкольниками особо выделены игровые как ведущие в деятельности детей дошкольного возраста.
В статье выборочно представлены результаты теоретического и прикладного исследования по развитию диалогической речи старших дошкольников средствами современных сюжетно-ролевых игр. В теоретическом плане выявлены основы речевого развития детей с использованием игровой деятельности, определены отличительные черты диалога дошкольников. С учетом современных тенденций автором сформулирован сложный алгоритм организации сюжетно-ролевой игры с возможностью развития диалогической речи. Представлены результаты опроса воспитателей дошкольных образовательных организаций - участников Круглого стола городского округа Орехово-Зуево Московской области в количестве 215 респондентов, показавшего наиболее популярные сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста; проблемы, связанные с речевым развитием детей в процессе диалога; специфические особенности выбора тематики игр в зависимости от гендерных особенностей, отсутствия навыков для самостоятельного усложнения сюжетно-ролевой игры. В ходе исследования было выявлено, что диалогическая речь наиболее эффективно развивается с использованием усложнений в играх и творческого развития сюжета в них. Сделан вывод о необходимости продолжения работы по развитию диалогической речи средствами современных сюжетно-ролевых игр не только в отношении старших дошкольников, но и детей более младшего возраста.