Объектом исследования послужили правовые нормы, регулирующие деятельность органов публичной власти и природопользователей при реализации пенсионных прав коренных малочисленных народов Севера и возникающие в ходе осуществления этой деятельности общественные отношения. Целью исследования является комплексный анализ отмеченных выше правоотношений и норм, выявление направлений, позволяющих регулировать правовые механизмы льготного пенсионного обеспечения малочисленных народов. Предметом исследования стали нормативные правовые акты, позиции судов и представителей науки, механизмы правоприменения, а также данные статистики по рассматриваемой теме. Автором анализируются особенности правового регулирования и реализации пенсионных прав коренных малочисленных народов Севера в процессе государственного пенсионного обеспечения, взаимодействия с органами публичной власти, недропользователями, совещательными органами. Обозначены проблемы реализации действующего правового механизма льготного пенсионного обеспечения этих народов. Анализируется опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по взаимодействию Совета представителей коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры при правительстве автономного округа и компаний-недропользователей. Рассматривается возможность урегулирования проблемы с участием муниципальных структур и недропользователей, ведущих промышленную деятельность в границах территорий традиционного природопользования коренных народов. Результатом исследования являются выводы автора об учете итогов трехстороннего взаимодействия между недропользователями, органами местного самоуправления и коренными народами в контексте пенсионного обеспечения и предложения по уточнению правовых норм и развитию законодательства, направленных на защиту прав коренных народов и повышение объективности оценки их традиционного хозяйствования.
В статье отражены правовые проблемы реализации отдельных полномочий органов местного самоуправления, не отнесенных к вопросам местного значения, на примере определения мест для отбывания осужденным исправительных работ. Автором выявлено несоответствие данного полномочия текущей компетенции органов местного самоуправления и отсутствие правового инструментария, позволяющего его эффективно реализовать. Проведен анализ причин и условий возникновения данного полномочия. Предложенным примером проиллюстрированы недостатки в правотворческой деятельности, протекающей в условиях реформирования компетенции органов публичной власти. При помощи метода сравнительно-правового анализа, а также историко-политического вида толкования права отражена динамика изменений компетенции органов публичной власти. Автор кратко анализирует правовое явление, схожее с ультраактивностью, но относящееся не к норме, утратившей силу и применяющейся, а к производной от таковой действующей норме, реализация которой осложнена.