Архив статей

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АУТОДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (52) (2024)
Авторы: КОМАРОВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА, РАССКАЗОВА АЛЛА ЛЬВОВНА

В статье проанализированы основные подходы к изучению аутоагрессии как психологического феномена, выявлены детерминанты возникновения аутоагрессивности подростков. Показано, что в основе проявления самоповреждающего поведения лежат социально-психологические факторы, которые непосредственно связаны с условиями жизнедеятельности семьи, с характером отношений в супружеской и детско-родительской подсистемах. Наиболее вероятными в контексте появления аутодеструктивного поведения у подростков являются ригидно-разобщенные семьи, поскольку суровые методы воспитания, строгие правила, жестко соблюдающийся принцип единоначалия, страх наказания формируют чувство отверженности и безысходности, которое в сочетании с гневом вызывает вину и депрессию.

В исследовании приняли участие 480 обучающихся 7-9-х классов московских школ. Сбор данных производился с использованием опросника «Ауто- и гетероагрессии» Е. П. Ильина, методики «Изучение склонности подростков к суицидальному поведению» М. В. Горской, опросника «Взаимодействие “родитель - ребенок”» И. М. Марковской, методики «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» П. В. Трояновской. У подростков с высокой аутоагрессией преобладает высокий уровень тревожности, фрустрац ии, импульсивности. Подтверждена связь между аспектами аутоагрессивного поведения подростков и взаимоотношений подростков с родителями. Аутоагрессивное поведение прояв ляют подростки, у которых не удовлетворены потребности в принятии и одобрении родителями, во внимании, эмоциональной близости. Анализ детско-родительских отношений показал, что основные дисфункции семейных отношений связаны с высокой эмоциональной дистанцией, низким уровнем сотрудничества, высокой конфликтностью. Родители подростков с аутоагрессивным поведением проявляют высокий контроль, авторитарность, жесткие меры психологического и физического воздействия, которые виктимизируют личность подростка. Среди факторов, которые препятствуют формированию аутоагрессивного поведения у подростка, следует выделить активную родительскую позицию, внимание, поддержку, вовлеченность в жизнь своего ребенка, обоюдное доверие, высокий уровень сплоченности семьи. Доказано, что удовлетворенность отношениями в семье выступает в качестве мощного защитного фактора от аутоагрессии у подростков.

Сохранить в закладках
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА (2024)
Выпуск: № 2 (50) (2024)
Авторы: МУХИНА СВЕТЛАНА ЕРУСЛАНОВНА, ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА

Статья посвящена исследованию жизнестойкости родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Системный подход к помощи семьям с детьми с РАС определяется общими принципами системного подхода в науке и системным подходом М. Селигмана, Р. Дарлинг в работе с семьями детей с нарушениями в развитии. Помощь психолога нужна родителям, чтобы сформировать совладающее поведение, позволяющее эффективно справляться с возникающими трудностями.

Цель статьи - представить результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий совладающего поведения родителей детей с РАС по методикам Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона «Шкала психологического стресса PSM-25» (адаптация Н. Е. Водопьяновой); методика С. Мадди «Диагностика жизнестойкости» (адаптация Д. А. Леонтьева); методика М. И. Паркера, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, адаптированный вариант Т. А. Крюковой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS»; опросник Р. Лазаруса и С. Фолкман «Способы совладающего поведения» (адаптация Т. Л. Крюковой).

Выявлено, что существует взаимосвязь между показателями жизнестойкости и копинг-стратегиями у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Обнаружены отличия в показателях жизнестойкости, стратегиях совладания и уровне стресса от группы родителей нормотипичных детей. Установлено, что взаимосвязи между жизнестойкостью и копинг-стратегиями у родителей детей с аутизмом и у родителей детей без таких расстройств различаются. Разработана программа формирования жизнестойкости у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Программа способствует повышению адаптационных возможностей родителей детей с РАС, повышению их психологического ресурса, развитию критического мышления родителей и формированию системы адекватных ожиданий от будущего. В заключение раскрываются новизна и практическая значимость исследования, намечаются перспективы дальнейших разработок по данной теме.

Сохранить в закладках