В статье рассматриваются ключевые причины воспроизводства социальных отклонений, оказывающих влияние на поведение молодежи в условиях малых провинциальных российских городов; анализируются проблемы противодействия девиациям в молодежной среде современного динамично меняющегося социума. Обоснована значимость управления асоциальным поведением в молодежной среде в условиях кризиса межпоколенных коммуникаций, проявляющихся в разрыве между традиционными и современными ценностями. В рамках проведенного анализа прослеживается прямая корреляционная зависимость между различными формами девиантного поведения: курением, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, проституцией, суицидом. В связи с этим автором сделана попытка изучения причин и форм девиаций, получивших распространение на территории малых провинциальных городов и городских округов, на базе проведенного анализа статистических материалов Белгородской области по данной проблематик.
Настоящее исследование посвящено проблеме педагогической профилактики правонарушений у подростков, обучающихся в средних учебных заведениях. В исследовании выявлена сущность проблемы противоправного поведения несовершеннолетних и установлено, что оно признается социальной проблемой, требующей комплексного и всестороннего подхода. Существует множество причин проявления противоправного поведения несовершеннолетних, одни из которых являются видимыми и очевидными, другие - скрытыми. Выявление и профилактика девиантного поведения подростков, позволяет своевременно устранить указанные причины. Особая роль в профилактической работе отводится именно образовательным учреждениям, в рамках которых дети проводят значительное количество времени. Установлено, что педагогическая профилактика в рамках средних профессиональных организаций является комплексной и продуманной работой, направленной на выявление, предотвращение и устранение проявлений девиантного поведения подростков. На сегодняшний день применяется множество форм и методов работы с целью профилактики правонарушений, которые направлены на такие аспекты воспитания, как формирование правовой культуры, гражданской идентичности, правосознания, патриотизма и т. д. Кроме того, профилактическая работа включает в себя обязательный контроль за деятельностью отдельных студентов, наиболее склонных к проявлению девиантного поведения. Контроль осуществляется в процессе основных занятий, на классных часах, внеурочных мероприятиях и иной деятельности, в которой задействованы такие подростки. Характер и направленность педагогической профилактики зависят от уровня проявления девиантного поведения студентов и предполагают общую, групповую и индивидуальную профилактическую работу.