В статье рассматриваются конституционные основы социальной политики современного российского государства. Дается авторское понимание социальной политики, ее отличие от иных направлений деятельности государства. Делается акцент на проблемных аспектах социальной сферы. Российская Федерация обозначила две стратегические задачи на ближайшую перспективу, а именно - достижение технологического и социального лидерства. Тем не менее, в последнее время обозначилось явное смещение акцентов в пользу технологий. Полагаем, что такая политика нуждается в корректировке, поскольку именно социальная сфера обеспечивает развитие технологий. Выдвигается тезис о формировании социотехносферы как принципиально иного понимания структуры общества и сбалансированности государственного управления.
В статье поднимается вопрос факторов, влияющих на правотворчество и качество нормативно-правовых актов, делается акцент на изучении правосознания личности законодателя. Упоминается необходимость выявления факторов, влияющих не только на создание НПА, но и на их правоприменение, среди них отмечается правовое сознание общества и важность проведения правового мониторинга для выявления запросов социума и государства. Кроме того, научное мышление законодателя должно постоянно быть в развитии, а для этого доктрина должна предлагать действенные рекомендации по совершенствованию нормотворческой техники. Современное состояние юридической техники законодательной деятельности находится не в должном состоянии, в результате чего возникает сложность не только в понимании текстов НПА, но и в их последующем применении. В качестве сравнения приведен опыт правотворцев Республики Беларусь, что позволяет определить векторы дальнейшего развития российской доктрины и практики.
В статье сформулированы основные источники как внутренних, так и внешних угроз для России в условиях проведения специальной военной операции на Украине. Исследованы некоторые вопросы обеспечения национальной безопасности после вооруженного вторжения регулярных ВС Украины в Курскую область. Определено место и роль войск национальной гвардии как элемента военной организации государства при обеспечении национальной безопасности российского государства в условиях ведения противником «гибридной войны». Объем и сложность служебно-боевых (боевых) задач, возлагаемых руководством страны на войска национальной гвардии в мирное и военное время, велики, что предопределяет их роль и место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, следует учесть, что каждая из задач требует от командира и штаба, организующего применение воинских формирований, высокой организованности, обязательного учета особенностей выполнения каждой из них. При этом необходимо использовать опыт, полученный военнослужащими и сотрудниками ВНГ при участии в специальной военной операции на территории Украины и поддержании особого правового режима военного положения, введенного в ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонских областях России. Как в мирное, так и в военное время успех выполнения рассматриваемых задач во многом определяется появлением новых образовательных учреждений для повышения уровнем подготовки личного состава всех категорий, появлением новых танковых подразделений и подразделений БПЛА в войсках, оснащением ВНГ современными образцами вооружения и военной (специальной) техникой и специальными средствами.