Данная статья посвящена событиям 1832 года и неудавшейся миссии митавского протоиерея Михаила Кунинского, направленного к рижским старообрядцам в качестве миссионера по обращению их в единоверие. О своей деятельности в Риге Кунинский оставил подробные «Дневные записки» — по-своему уникальный документ по истории рижского староверия. Эти «Записки» были обнаружены нами в Российском государственном историческом архиве в двух фондах: в фонде Канцелярии Синода (№ 796) и в фонде Секретного совещательного комитета по делам раскола (№ 1473), а само дело «Об отправлении в Ригу миссионера для обращения тамошних раскольников в Православие» — в фонде Александро-Невской лавры Синода (№ 815). К «Дневным запискам» приложены также секретные рапорты, которые Михаил Кунинский отправлял архиепископу Псковскому, Лифляндскому и Курляндскому Мефодию. Все эти документы представляют несомненную ценность для истории рижского староверия как свидетельство очень важного ее этапа, предшествовавшего началу репрессий времен правления императора Николая I. Вместе с тем в них отражается неповторимая атмосфера старообрядческого мира Риги 1830-х гг.
Статья посвящена научным связям профессора МГУ Ирины Васильевны Поздеевой, крупнейшего специалиста по старообрядческой книжности, со староверами Орегона. Описываются ее приезды в Орегон, впечатления и наблюдения. Рассматривается тематика лекций перед староверами и в университете; круг проблем, обсуждаемых со староверами, вопросы от них. Представлены размышления проф. Поздеевой над изменениями, произошедшими со староверами за более чем полвека их проживания в США. Особое внимание уделяется расколу в общинах староверов-беспоповцев Орегона в 2010-е гг., который касался сложения трех нижних перстов, символизирующих Троицу, на благословляющей деснице на иконах. Приводятся мысли проф. И. В. Поздеевой о перспективах исследования староверов Орегона. В статье также упоминается о работе проф. Поздеевой над описанием кириллических рукописных и старопечатных книг из собрания Публичной библиотеки Нью-Йорка и об ее участии в научных конференциях в США. Особо подчеркивается ее знакомство с проф. Ричардом Моррисом, который ввел ее в старообрядческие общины Орегона, и их многолетняя дружба.