Введение. Российские регионы после перехода страны от социалистической к рыночной модели развития оказались в условиях жесткой конкуренции за федеральные ресурсы, внешние инвестиции, человеческий ресурсный потенциал. В связи с этим неотъемлемой частью деятельности региональных администраций стало создание привлекательного имиджа территории, формирование ее сильных сторон. Цель исследования – выявить направления, структуру и результаты управленческой работы исполнительной власти Республики Мордовия по созданию ее имиджа и брендинга, отраженные в ключевом политическом документе региона – послании Главы Республики Мордовия.
Материалы и методы. В ходе исследования проанализированы тексты посланий Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия с 1996 по 2024 г. на предмет использования ключевых слов «бренд» и «имидж». Применены общенаучные методы: системный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный. Аналитические и количественные характеристики изучаемых текстов раскрывались посредством метода контент-анализа.
Результаты исследования. В тексте посланий Главы Республики Мордовия проанализированы целенаправленные шаги правительства по созданию имиджа успешного региона. Главными маркерами образа Мордовии стали экономическая и политическая стабильность, борьба за лидерство в финно-угорском мире, спортивное развитие и культура здорового образа жизни, активность сферы деятельности некоммерческих организаций. Выделены этапы в имиджевой работе. Обнаружена связь между изменениями в акцентах внимания на определенные аспекты имиджа и сменой руководителя Республики Мордовия. Подтверждена ценность послания Главы Республики Мордовия как объекта исследования стратегии власти по развитию региона и эффективности ее реализации.
Обсуждение и заключение. Проблема привлекательного образа региона поставлена с первого послания Главы Республики Мордовия в 1996 г. и прошла этапы от определения ключевых точек роста, стабилизации направлений поддержания регионального образа до регресса темы и ухода к поддержке создания локальных брендов. Работа вносит вклад в научную разработку темы имиджа Республики Мордовия. Исследование может быть продолжено в направлении изучения органов государственной власти как главного субъекта в сфере формирования образа территории. Материалы статьи могут быть полезны интересующимся историей региона, исследователям темы имиджа и брендинга, сотрудникам органов государственной власти.
Введение. Инновационная активность является ключевым фактором экономического роста и конкурентоспособности регионов. Актуальность исследования обусловлена значительной дифференциацией уровней технологического развития субъектов Российской Федерации, требующей детального анализа для выработки эффективных мер государственной поддержки.
Цель исследования – проведение сравнительного статистического анализа и ранжирования регионов Приволжского федерального округа по уровню инновационной активности.
Материалы и методы. В основе исследования лежит анализ официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики за 2019–2023 гг. Для комплексной оценки использованы пять ключевых показателей: количество научно-исследовательских организаций, внутренние затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, объем разработанных и используемых передовых производственных технологий, объем выпуска инновационных товаров. На их основе рассчитан интегральный показатель, позволивший провести сравнительный анализ и ранжирование регионов.
Результаты исследования. Расчет интегрального показателя выявил значительную дифференциацию в уровне инновационного развития регионов Приволжского федерального округа. Установлено, что лидерами являются Республика Татарстан, Нижегородская и Пермская области. Наименьшие значения показателя зафиксированы в Республике Марий Эл, Пензенской области и Чувашской Республике. Выявлены основные проблемы отстающих регионов: недостаток финансирования, нехватка квалифицированных кадров и несовершенство законодательной базы.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование подтверждает существенный разрыв в инновационном развитии между регионами Приволжского федерального округа. Для обеспечения сбалансированного технологического развития округа необходима разработка и реализация адресных мер государственной поддержки отстающих субъектов, включая увеличение финансирования, стимулирование бизнеса и совершенствование нормативно-правовой базы.