ISSN 2658-543X
Язык: ru

Архив статей журнала

ОБРАЗ БЛАГОРАЗУМНОГО РАЗБОЙНИКА ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ РУССКОЙ ИКОНЫ ИМЕНИ МИХАИЛА АБРАМОВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, АТРИБУЦИЯ, СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ (2023)
Выпуск: № 1 (2023)
Авторы: Манукян Анна Михайловна

Образ Благоразумного разбойника, поступивший в собрание Музея русской иконы в 2019 г., судя по следам бытования, выполнял функцию двери в жертвенник. Стилистические признаки позволяют соотнести его с группой икон последней трети XVI в., происходящей из церкви Святителя Николая в Волосово Каргопольского района Архангельской области. Сравнительный анализ показал, что разбойник был написан той же рукой, что и образы апостола Павла (частное собрание), апостола Петра и Спаса Вседержителя (ГМОХКРС) и мученика Лавра (Музей икон в Реклингхаузене, Германия) из деисусного чина волосовской церкви. Близкие аналогии манере исполнения этих икон обнаруживаются в памятниках третьей четверти XVI в., происходящих из церквей Вологды. Ансамбль волосовских икон можно датировать около 1576 г., приурочив его создание ко времени, когда, вероятно, вновь отстроенная церковь была освящена.

Сохранить в закладках
МЕСТНЫЙ РЯД ИКОНОСТАСА ТРОИЦКОГО СОБОРА ТРОИЦЕ- СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПО ОПИСИ 1641 ГОДА (2023)
Выпуск: № 1 (2023)
Авторы: Воронцова Людмила Михайловна

Иконостас Троицкого собора Троице- Сергиевой лавры, в котором сохранились иконы Андрея Рублёва и для которого была написана знаменитая «Троица», - один из самых известных и в то же время мало изученных живописных комплексов средневековой Руси. Главное внимание всегда уделялось иконам трех средних ярусов. Местный ряд и находившиеся в нем иконы- пядницы, известные по монастырским описям, привлекали внимание в несравненно меньшей степени. Храмовые образы, написанные непосредственно для иконостаса и составлявшие его основу, с течением времени дополнялись другими иконами, поступавшими в монастырь. Согласно Описи Троице- Сергиева монастыря 1641 г., в местном ряду иконостаса находились келейные иконы преподобного Сергия Радонежского. Справа, возле его раки, - царские вклады и моленные иконы. Напротив восточного столба были расположены иконы с изображением патрональных святых царской семьи. Цель работы - попытка реконструкции и идентификации икон местного чина иконостаса Троицкого собора в соответствии с Описью 1641 г.

Сохранить в закладках