Введение. Курортный сбор на территории курортов КМВ проводится с 2018 года по настоящее время. В его основе лежит ФЗ от 29 июля 2017 года № 204-ФЗ, именуемый в новой редакции как ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры». Институт не является новым; он имел место в разных формах как в дореволюционном, так и в советском законодательстве. Вместе с тем, лучшие наработки предшествующих периодов не были учтены в данном эксперименте на современном этапе, что провоцирует целый ряд социальных, финансово-экономических, коммерческих, экологических и иных рисков для успешного функционирования института курортного сбора и курортов КМВ в целомкак важнейшей бальнеологической лечебно-реабилитационной базы федерального значения.
Материалы и методы. В качестве объекта рассматривались курорты КМВ в целях выявления эффективности использованного правового инструментария. В то же время в работе есть ссылки и на иные курорты, также участвующие в эксперименте. Исследование базировалось на общенаучных и специально-юридических методах анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщения, логическом, сравнительно-историческом, прогностическом и иных апробированных методах научного познания. Указанные методы использованы в рамках риск-ориентированного подхода, который позволил выявить разнообразные риски, возникающие из-за несовершенства правового института курортных сборов.
Анализ. Изучение законодательства и практики его применения в области взимания курортного сбора на курортах КМВ выявило ряд проблем, присущих современной системе публичного управления этими курортами федерального значения. Следует отметить недостатки нормативно-правовой базы, определяющей особенности взимания курортного сбора, – как на федеральном, так и на региональном уровне.
Результаты. Проведенный анализ позволил выявить негативные тенденции, присущие институту курортного сбора, включающие, в том числе: отсутствие критериев эффективности расходования собранных средств (коррупционные риски), чрезмерное бюрократическое бремя по обслуживанию курортного сбора, возлагаемое законодательством на его операторов, и в то же время несовершенство института административной ответственности за нарушения в данной области (коммерческие риски для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), слабая информированность населения и отсутствие эффективной обратной связи государства с плательщиками курортного сбора (информационные риски), недостаточный учет интересов социально незащищенных категорий граждан (социальные риски) и т. п..