Введение. Статья посвящена одной из важнейших проблем «Ашхарацуйц»-а («Древнеармянской географии») – вопросу истории создания данного труда, т. е. определению его первоисточников. Подобного ракурса рассмотрения этого уникального произведения в научной литературе не было.
Материалы и методы. Исследование опирается как на нарративные античные источники, так и на древнеармянские письменные памятники. Их сравнение и комплексное исследование позволяет нам достичь необходимых выводов. Для выяснения всего вышесказанного нами были использовали герменевтический и сопоставительный/ сравнительный методы исследования.
Анализ. Историческая география как научная дисциплина возникла в лучшем случае в VI в. до н. э. и при жизни первого автора «Ашхарацуйц»-а уже имела более 1000-летную историю. Нами доказано, что «Ашхарацуйц» основывался на узкой первоисточниковой базе. Мы пришли к выводу, что основным первоисточником «Древнеармянской географии» является Библия. Авторы армянского источника от имени Совпара из Минеи, Аполлинария Лаодикийского, Дионосия, Диодора Самейскийского, Дионисия Гераклейского, Дионисия Фракийского, Дионисия Галикарнасского, Марина Тирского, Косьмы Индикоплова, а также всемирно известных мыслителей – Гомера, Аристотеля и др. – пытаются найти подтверждение своих взглядов о структуре мира. Если авторы «Ашхарацуйц»-а считают, что приведенные доводы недостаточны, то подтверждение своих мыслей они ищут у Бога, Евангелистов и церковных деятелей. Конечно, в процессе рассуждений армянский источник опирается, главным образом, на «Руководство по географии» (Γεωγραφικὴ Ὑφήγησις) Клавдия Птолемея (Κλαύδιος Πτολεμαῖος, Claudius Ptolemaeus, ок. 100 — ок. 170). Нам удалось доказать, что «Ашхарацуйц» никак не мог быть связан с «Географией» Страбона, которая стала известна науке благодаря Стефану Византийскому, т. е. в процессе изложения «Ашхарацуйц»-а авторы не могли знать о «Географии» Страбона.
Результаты. Мы пришли к выводу, что «Ашхарацуйц» наряду с работами Страбона, Птолемея и других античных историков-географов (от Анаксимандра Милетского до Эратосфена, Диодора Сицилийского и, наконец, до Стефана Византийского) также является важнейшим источником для изучения вопросов исторической географии и картографии с древнейших времен до VII в. н. э.