В условиях современного общества, где цифровые технологии становятся неотъемлемой частью жизни, необходимы понимание их влияния на психическое здоровье, поведение людей; оценка форм и содержания рисков негативного воздействия, способов защиты от него. Поэтому исследование влияния информационно-цифрового пространства на индивидуально-психологические особенности пользователей интернета, определяющих их психологическую резильентность, является актуальным. Цель — изучение психологической резильентности личности пользователя интернета к негативному воздействию и апробация коррекционно-развивающей программы формирования психологической резильентности. Материалы и методы. Использовались количественные и качественные методы, включая анкетирование и глубинное интервью. В выборке участвовали 402 человека. Были применены следующие методики: Индекс погруженности в интернетсреду (Л. А. Регуш и др.), Методика оценки изменений границ (МИГ-ТС-2) Е. И. Рассказовой, А. Ш. Тхостова, Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, Шкала базисных убеждений (WAS) в адаптации М. А. Падун и А. В. Котельниковой, Шкала самоуважения М. Розенберга, а также статистические методы обработки данных. Результаты и обсуждение. Установлены высокие корреляционные связи между показателями, характеризующими вовлеченность в информационно-цифровое пространство, и локусом контроля понятия «жизнь», образом «Я», убеждением о контроле, субъективным благополучием, самоуважением, рефлексивностью и др. Апробирована коррекционно-развивающая программа развития психологической резильентности, которая показала свою эффективность. Выводы. Исследование подчеркивает необходимость разработки стратегий для управления цифровым поведением пользователей в целях минимизации негативных последствий и повышения психологической резильентности в условиях информационного общества.
Представлены результаты сравнительного анализа ценностных оснований метаресурса жизненной успешности преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России. Обоснована актуальность исследования ценностных оснований в связи с необходимостью актуализации традиционных ценностей в обществе, содержательными изменениями в системе высшего образования и значимостью ценностной направленности сотрудников органов внутренних дел. Дано понимание роли ценностных оснований в выстраивании координат и направлений жизненной успешности личности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие обучающиеся (169 человек) и преподаватели (164 человека) образовательных организаций МВД России. Применялась авторская методика «Жизненная успешность». Для обработки эмпирических данных были применены методы описательной статистики, критерий различий Уилкоксона. Данные обрабатывались в программе IBM SPSS Statistics 26. Результаты и обсуждение. Выявлены сходства и различия в иерархии ценностных оснований жизненной успешности преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России в рамках экспериментальной выборки. Сходства: значимость наиболее традиционных ценностей российского общества; малая значимость таких ценностей, как владение информацией, смысл жизни, духовный рост и независимость; ценности абстрактного успешного человека и реальные ценности не имеют слишком больших расхождений. Различия: у преподавателей проявляется материально-прагматическая направленность ценностей, у обучающихся — эгоистическая. Выводы. Результаты исследования позволяют судить о тенденциях ценностных оснований метаресурса жизненной успешности обучающихся и преподавателей образовательных организаций МВД России, что делает возможным прогнозирование, предупреждение и конструктивное разрешение противоречий при взаимодействии субъектов образовательного процесса.
Проблема совершенствования профессиональных компетенций преподавателя и их трансляция субъектам дополнительного образования является малоизученной. Остается нерешенным вопрос, какой круг компетенций осваивают субъекты дополнительного образования. Цель — установление преемственной взаимосвязи между совершенствованием профессиональных компетенций педагога дополнительного образования и формированием комплекса базовых компетенций у субъектов дополнительного образования. Материалы и методы. Сравнительносопоставительный анализ литературных источников и материалов, обобщение передового педагогического опыта в системе дополнительного образования, авторские анкеты, отражающие содержательные особенности профессиональных компетенций. Результаты и обсуждение. Представлена классификация базовых компетенций педагога, влияющих на формирование комплекса компетенций у субъектов дополнительного образования. Эффективность совершенствования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования имеет уровневую характеристику: мотивационный уровень, связанный с совершенствованием у педагога мотивационно-ценностных установок, конкретизацией плана саморазвития, разработки программ и замыслов, отвечающих запросам субъектов дополнительного образования; преобразующий уровень, направленный на преобразование и трансформацию полученной информации в дидактическую практику совместной деятельности с обучающимися; рефлексивно-прогностический, обеспечивающий рефлексию и прогнозирование педагогом собственных достижений и сравнение их с передовым педагогическим опытом дополнительного образования. Выводы. Субъектсубъектное взаимодействие, сложившееся между педагогом и обучающимися, позволило конкретизировать сущностные характеристики и воспитательный потенциал профессиональных компетенций педагогов, а также обеспечило их трансформацию в совершенствование творческой деятельности старшеклассников.
Рассматривается проблема изучения особенностей ценностных ориентаций подростков, предпринявших попытку суицида. Сложный возрастной период, переживание кризиса идентичности, межличностные и внутрисемейные конфликты и другие факторы выступают благоприятной почвой для развития потенциально опасных тенденций подростка к суициду. В подростковый период активно закрепляются ценностные ориентации, формируется направленность личности подростка. Отсюда возникает интерес к данной возрастной группе как наиболее непредсказуемой, способной руководствоваться эмоциями и тем самым отрываться от реалий жизни. Чаще всего такая форма поведения свойственна подросткам с суицидальными наклонностями, чьи жизненные ценности в значительной степени отличаются от нормотипичных сверстников. Цель — выявление особенностей ценностных ориентаций подростков, предпринявших попытку суицида. Материалы и методы. Использовались метод теоретического анализа научных источников по проблеме исследования; эмпирический метод, включающий применение психодиагностической методики «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, методики «Ценностный опросник» Ш. Шварца, методики «Диагностика наличия и выраженности иррациональных установок» А. Эллиса; статистическая обработка данных проводилась с помощью методов математической статистики, достоверность различий полученных данных между группами определялась путем расчета значений t-критерия Стьюдента. Результаты и обсуждение. Представлены доминирующие ценностные ориентации подростков, предпринявших попытку суицида. Выявлены значимые различия в жизненных ориентациях подростков, совершивших попытку суицида, и нормотипичных подростков. Приводятся данные эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков, предпринявших попытку суицида, и нормотипичных подростков. Выводы. Подростки, предпринявшие попытку суицида, имеют низкую выраженность нормативного типа поведения. У них отсутствуют перспективные цели, придающие жизни осмысленность, они не воспринимают процесс своей жизни наполненным смыслом. Наблюдается выраженность иррациональных установок: резкое преувеличение негативного характера явления или ситуации, что становится источником низкой стрессоустойчивости.