Архив статей

СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КАК МАРКЕР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ (2024)
Выпуск: Т. 14 № 4 (2024)
Авторы: Сащенко Наталья Петровна

В статье на основе анализа данных мониторингового исследования предложен взгляд на социальное настроение как на маркер социально-политических изменений, включающий социально-психологический механизм адаптации к травмирующему периоду неопределенности. На основе данных ИСПИ ФНИСЦ РАН и в сравнении с результатами исследований ведущих аналитических центров страны дана характеристика психологического состояния российского общества, в частности, динамики социального настроения за последние три года сквозь призму эмоционально-рациональных показателей: оценка сложившейся в стране ситуации, динамика социальных ожиданий, направленность социального оптимизма, спектр проблемного поля россиян, оценка восприятия власти, политическая лояльность и политическая отчужденность, политическое участие. Подвижность, изменчивость социального настроения представлена в значениях его интенсивности и вектора изменений. Выявлена взаимообусловленность тональной и предметной социально-политической направленности социального настроения. Сделан вывод о позитивной тональности и сдержанной правоцентристской политической направленности социального настроения российского общества. В то же время аккумуляция в социальной памяти результата рефлексивной ориентации на социальные изменения формирует в массовом сознании потенциальный источник как препятствий, так и возможностей трансформации социальной памяти. Поставлен вопрос о направленности такой трансформации, о возможном взаимовлиянии социального настроения, социально-политических практик, изменений структуры социальной памяти в зависимости от социально-политического контекста и времени.

Сохранить в закладках