В статье анализируется уголовно-процессуальное законодательство и законодательство об оперативно-розыскной деятельности Российской Федерации и Кыргызской Республики, определяется место и роль оперативно-розыскной деятельности в системе государственного управления. В статье сформулированы задачи развития оперативно-розыскной политики и принципы ее трансформации в условиях реформирования уголовного судопроизводства.
Цель исследования. В статье анализируются возможности, нормативно-правовые основания, цели и задачи, виды и формы привлечения граждан к конфиденциальному содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на современном этапе. В рамках проведенного исследования рассматриваются вопросы целесообразности и эффективности реализации названного содействия в борьбе с преступностью, ее профилактике и в противодействии террористическим угрозам. Выводы. Результаты проведенного исследования показывают, что эффективность ОРД объективно невозможна без определенной степени секретности, либо, по меньшей мере, конфиденциальности этого процесса. По мнению автора, конспирация и сочетание гласных и негласных методов и средств являются одними из основных прикладных принципов реализации ОРД (естественно, в рамках соблюдения принципа законности). Лица, осуществляющие содействие в ОРД, находятся под защитой государства в правовом и социальном аспектах. Оказание лицом указанного содействия является возможностью (одним из законных способов) реализации конституционного права на защиту от преступных посягательств.
Цель исследования. В научной статье рассматриваются значимые направления совершенствования законодательства о частной детективной и охранной деятельности, касающиеся: лицензирования частных детективов и охранников, а также предъявляемых к соискателям этих статусов квалификационных требований; применения частными детективами технических средств; взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами. Целью исследования является выявление существующих в этой сфере проблем правового регулирования, а также оформление наиболее эффективных путей их решения. Выводы. В результате проведённого исследования сделан вывод о необходимости более интенсивного использования потенциала субъектов частной детективной и охранной деятельности для решения задач правоохранительной направленности. Это требует пересмотра требований, предъявляемых к соискателям лицензии на право осуществлять частную детективную деятельность, а также квалификационных требований к работникам частных охранных организаций. В научной статье также внесён ряд предложений, направленных на совершенствование порядка взаимодействия частных детективов и частных охранных организаций с правоохранительными органами. Авторы считают необходимым: ввести классовый подход к лицензированию частных детективов; нормативно закрепить перечень технических и иных средств, разрешенных в деятельности частного детектива; повысить требования к претендентам на получение лицензии на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности; пересмотреть существующий порядок обмена информацией и взаимодействия частных детективов и МВД России.