Цель исследования. В статье раскрываются особенности реализации корпоративной социальной ответственности в банковском секторе. Автором оценивается существующее правовое регулирование в области устойчивого развития. Целью исследования являются выявление взаимного влияния системы корпоративного управления в кредитной организации и факторов, связанных с окружающей средой и обществом. В статье исследуется польза от внедрения целей устойчивого развития и учета ESG-факторов в деятельности кредитных организаций. Автор отмечает необходимость учета социальной и экологической повестки при принятии кредитной организацией управленческих решений. В статье отражаются следующие аспекты учета целей устойчивого развития и ESG-факторов: в хозяйственной деятельности кредитных организаций и во взаимоотношениях с контрагентами, в процессе управления рисками, в рамках инвестиционной деятельности. Выводы. В статье представлены механизмы внедрения вопросов устойчивого развития и ESG-факторов в корпоративное управление кредитными организациями, в том числе за счет реформирования системы внутренних органов, закрепления целей и ценностей в локальных актах организации, эффективного раскрытия нефинансовой информации. Автор подчеркивает активную роль совета директоров в реализации ESG-стратегии. В статье делается вывод о необходимости партнерства кредитной организации и широкого круга заинтересованных лиц для эффективного и полноценного учета целей устойчивого развития и ESG-факторов в деятельности кредитной организации.
Цель исследования. В статье рассматриваются правовые проблемы функционирования сферы и разработки механизмов в области охраны, сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Целью исследования является выведения путей решения возникающих проблем и дальнейшие перспективы развития национального законодательства и появления механизмов международного сотрудничества. Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что правовое обеспечение охраны, сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия требует совершенствования документов стратегического планирования и механизмов их практической реализации. Генезис правового регулирования этих отношений свидетельствует о необходимости устранения пробелов и коллизий, существующих в национальном природоохранном законодательстве России и КНР. Проблема сохранения биологического разнообразия носит транасграничный характер, что обусловливает высокую степень значимости перспектив международного сотрудничества в данной области.
Цель исследования. Каждый год число потребляемых ресурсов растёт, следовательно, увеличивается и количество производимых отходов. Подобная проблема присуща не только для России, но и для всего мира в целом. В статье анализируются: концепция устойчивого развития, цели устойчивого развития, эффективность одного из индикаторов устойчивого развития - управления отходами, а также «мусорная» реформа. Цель исследования - выявить наличие или отсутствие эффективности управления отходами в Российской Федерации на сегодняшний день. Выводы. В результате исследования автор приходит к выводу о тесной взаимосвязи компонентов концепции устойчивого развития: экологического, социального и экономического. Эффективное управление отходами возможно только в случае сознательного снижения уровня потребления и применения экологичных технологий при переработке и утилизации отходов. Индикатор управления отходами адаптирован в России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. Одно из главных и крупных мероприятий по управлению отходами - проведение «мусорной» реформы. В рамках проведения реформы удалось добиться определённых показателей: повышение уровня сортировки твёрдых бытовых отходов, создание единой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Целью работы является анализ проведенного социологического исследования, посвященного выявлению особенностей понимания и восприятия концепции устойчивого развития и ESG-принципов представителями малого и среднего предпринимательства (МСП) города Москвы, определению степени их готовности принимать участие в реализации концепции устойчивого развития и ESG-принципов в рамках своей деятельности, а также разработка концептуальных подходов к совершенствованию правового регулирования реализации концепции устойчивого развития и ESG-принципов в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы. Проведенное социологическое исследование показало то, что опрошенные представители МСП города Москвы ассоциируют действия по реализации концепции устойчивого развития и ESG-принципов с государственными инициативами, при этом выражают готовность принимать участие в подобного рода проектах, при условии, если со стороны государства, органов муниципальной власти будут предложены меры поддержки, например, в виде налоговых льгот. Кроме того, в результате проведенного исследования сделан вывод о целесообразности разработки концепции проекта закона города Москвы «О мерах содействия реализации концепции устойчивого развития и ESG-принципов в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы», а также сформулированы отдельные положения концепции проекта закона.
Цель исследования выявить особенности корпоративной социальной ответственности и ESG стандартов как фактора устойчивого развития и роста конкурентоспособности предпринимательского и общественного секторов. Анализ тенденций становления корпоративной социальной ответственности в российской и зарубежной бизнес-практике, определение особенностей становления и развития социально ответственного бизнеса в государствах Африки, в том числе, в нефтегазовой отрасли, а также исследование систем взаимосвязей концепции корпоративной социальной ответственности с концепциями устойчивого развития, социально ответственного инвестирования, корпоративной эффективности, корпоративного гражданства, создания общих ценностей, экологической ответственности позволило прийти к следующим выводам. Выводы. Для оптимизации стратегии устойчивого развития необходима национальная модель корпоративной социальной ответственности, основанная на единых правилах социальной ответственности для всех участников предпринимательского и социального взаимодействия. Государственная регуляторная политика должна сосредоточиться на совершенствовании законодательной базы, стимулирующей компании и организации к развитию стратегий социальной ответственности. Для создания предпосылок устойчивого развития в нефтегазовой отрасли необходимо разработать модель корпоративной социальной ответственности, которая учитывает как национальные, так и международные аспекты. Предложено рассматривать ESG концепцию как инструмент, с помощью которого компании интегрируют принципы социальной ответственности в свою основную деятельность.
Традиционная для российского предпринимательства благотворительность, наряду со спонсорством и меценатством исторически базировались на идеологии, уходящей в догматику христианских добродетелей, сегодня вытесняемой идеологией pr-стратегий и, в меньшей степени, устойчивого развития. В России сформирована правовая основа и институциональная среда для корпоративной и иной благотворительной деятельности, потребность в их совершенствовании существует, но производна не столько от дефектов или недостаточности законодательства, сколько от слабости гражданского общества, падения авторитета традиционных ценностей и меркантильного понимания целей устойчивого развития как pr-стратегии. Корпоративная благотворительность, как и благотворительность в целом, была и остается исключительно добровольной, не предполагая императива государства, которое лишь пресекает попытки и практики использования благотворительности для прикрытия незаконной деятельности. В корпоративном сегменте приоритет остается за нормами мягкого регулирования, добровольно принимаемым предпринимательским сообществом. В рамках концепций корпоративной социальной ответственности благотворительность включается в стратегии устойчивого корпоративного управления, которое также во многом регулируется повсеместно признанными, но все же мягкими нормами. Развитие рассматриваемого социально-правового института в большей степени зависит от проникновения в предпринимательскую среду идеологии и целей устойчивого развития социальной рыночной экономики, понимания осознание ответственности в сфере. Возможности правового регулирования в данном случае востребованы для обеспечения свободного функционирования институтов гражданского общества, а также государственного стимулирования благотворительной деятельности. В этом смысле рекомендовано дополнить Указ Президента России от 9 ноября 2022 г., включив благотворительность, а перечень традиционных ценностей (п.5), к которым она, безусловно исторически, ментально и традиционно относится.
Глобальный тренд реализации целей устойчивого развития и ESG-трансформации ставит сложную в методологическом плане задачу разработки национальной правовой модели устойчивого корпоративного управления. В статье рассмотрены: её необходимость и возможность, отечественная традиция правового моделирования, в том числе в сфере управления, проблема использования иностранного, прежде всего западного, опыта в современных условиях, стремление бизнеса к новациям в рассматриваемой сфере. Выделена ключевая методологическая проблема определения степени и адекватности вмешательства государства в корпоративные отношения: обоснования необходимости правовой регламентации устойчивого корпоративного управления, либо оставления его в сфере мягкого регулирования, сочтя это внутренним делом корпораций. Принимая во внимание особенности текущей ситуации, в которой экономика работает под давлением санкций и внешних обстоятельств, разработка искомой модели может представляться не актуальной и преждевременной. В этом контексте публикация ориентирована на постановку, актуализацию вопроса.