В статье исследована эволюция различных форм досуга саратовских рабочих в 1920–1930-е гг. С приходом к власти большевики огромное внимание стали уделять воспитанию «нового человека». Объектом этой политики стали, прежде всего, рабочие, среди которых широкое распространение имели практики, провозглашенные новой властью «пережитками прошлого» – пьянство и религиозность. Выявлена противоречивая политика партийно-государственной власти к алкогольной проблеме. Представлена непримиримая позиция по отношению к религиозным праздникам и последовательная политика по замене их «культурными» формами досуга рабочих. Власть вторгалась в частную жизнь рабочих, стремясь наполнить привычные досуговые формы новым идейным содержанием. Все свободное у рабочих регламентировалось, имело политический подтекст, ориентировало их на строительство светлого будущего и преданность партии и Родине.
В статье на основе комплекса документальных материалов и научной литературы реконструирована история семьи дворянского рода Панчулидзевых во второй половине XIX – начале XX в. Воссоздана биография Сергея Алексеевича Панчулидзева, показана его роль в качестве земского деятеля Саратовской губернии, в Совете объединенного дворянства и исследователя истории Российской армии. Выявлены условия жизни семьи Панчулидзевых в период Великой российской революции и доказана безуспешность их социальных практик выживания в экстремальных условиях революционного времени.