Архив статей

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ (2024)
Выпуск: Том 13, № 3 (2024)
Авторы: Калимуллина Ольга Анатольевна, Позднякова Оксана Константиновна

В статье раскрывается значение воспитания в условиях современного вуза и обосновывается необходимость определения научных подходов к организации воспитательного процесса в высшей школе. Раскрываются особенности организации воспитательной работы в вузе: системность; уровневая структура; развитый институт кураторства; учет специфики вуза; целеполагание, комплексность, систематичность, последовательность воспитательной работы со студентами; реализация интерактивных технологий и методов воспитания; диагностика воспитательного процесса. Выявляются основные положения синергетического подхода в образовании (открытость системы; нелинейность; неравновесные состояния; самоорганизация; бифуркация; влияние флуктуаций), в контексте которых воспитание в вузе предстает как открытый, нелинейный и самоорганизующийся процесс. Раскрывается назначение синергетического подхода к организации воспитательного процесса в вузе, которое заключается в том, что данный подход, способствуя систематическому и последовательному обмену знаниями, ценностями между субъектами воспитания, приращению ценностной сферы сознания студентов новыми ценностями, обеспечивает создание условий для принятия студентами ответственных решений и осуществления морального выбора, являющегося предпосылкой для побуждения студентов к самовоспитанию. Выявляются основные положения ценностно-ориентационного подхода (актуализация и обогащение системы ценностей; интеграция ценностей в контекст профессиональной подготовки; учет индивидуальных ценностных особенностей студентов; развитие ценностной рефлексии студентов; проектирование ценностно-ориентированной образовательной среды), актуальные в контексте организации воспитательного процесса в высшей школе. Раскрывается назначение ценностно-ориентационного подхода к организации воспитательного процесса в вузе, которое заключается в том, что данный подход, способствуя созданию ценностно-ориентационного поля, обеспечивает развитие способности студентов ориентироваться в образующих его содержание ценностях, готовности осуществлять рефлексию процесса обмена ценностями во взаимодействии с другими людьми.

Сохранить в закладках
ПРАВДА И ПРАВДИВОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (2024)
Выпуск: Том 13, № 3 (2024)
Авторы: Бездухов Владимир Петрович, Бездухов Артем Владимирович

Актуальность темы статьи мотивируется потребностью осмысления проблемы воспитания учащейся молодежи правдой и в правде, решение которой зависит, в частности, от знания учителем содержания понятий «правда» и «правдивость». Авторы статьи осмысливают содержания понятий «правда» и «правдивость», обращаясь к описаниям соответствующих лексем в словарях русского и французского языка, к трактовке понятий, присутствующей в немногих специальных словарях, а также учитывая функционирование понятий в современных научных и классических этико-философских текстах. Показывается, что ученые-этики употребляют понятие «правда» в значениях принципа нравственности, ценности, порядка бытия и человеческих отношений; понятие «правдивость» - в значениях морального качества и качества души (добродетели), свойства человека, морального правила и ценности. Объясняется суть ценностного конфликта, заложенного в ситуации «лжи по необходимости» или «лжи во спасение». В результате осмысления идей мыслителей и философов Древней Греции о правде и правдивости выявляется, что Гесиод и Орфей употребляют слово «правда» как имя собственное - имя богини Дикэ (Правда) для обозначения правосудия и возмездия, порядка в природе и временах года; Гераклит - в значении справедливого возмездия, справедливости; Парменид - справедливости; Протагор - добродетели; Платон - блага; Аристотель - приговора и расплаты. Платон употребляет слово «правдивость» в значении способности совершать поступок; Аристотель - добродетели. Знание содержания понятий «правда» и «правдивость» важно для теории воспитания в части, относящейся к обоснованию культурологического содержания воспитания правдой и в правде, для практики воспитания - в части, относящейся не только к определению, но и к разработке методов воспитания правдой. Авторы настаивают, что одним из таких методов воспитания правдой и в правде должен стать метод практических нравственных наставлений, в частности, содержащихся в изречениях Семи мудрецов Античности, в увещевательных сочинениях Стои и других классических суждениях о правильной жизни.

Сохранить в закладках
ЦЕНТР ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (2024)
Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
Авторы: Мушкарина Вероника Сергеевна, Василькова Ирина Михайловна, Панина Мария Викторовна

В статье рассматриваются создание и механизмы апробации Центра по историческому просвещению в системе основного образования на площадке образовательной организации. В качестве стратегических задач создания Центра стоит формирование ресурсного пространства для сохранения исторической памяти и развитие просветительской деятельности обучающихся. Особенностями формирования Центра выделены: организация внеурочной деятельности и разработка дополнительных общеобразовательных программ, подготовка образовательных событий заданной тематики, апробация системы культурно-массовых мероприятий. Отличительной чертой Центра является его позиционирование как части экосистемы образовательной организации. Представлена концептуальная схема структуры Центра и его функциональных частей. Представленная модель может быть использована в качестве теоретико-методологической основы для проектирования образовательных событий, а также для разработки моделей центров исторического просвещения. Материалы позволяют в дальнейшем оценивать выбор путей духовно-нравственного развития обучающихся через реализацию функциональных результатов обучения, а также посредством продуктивных и практико-ориентированных форм обучения. Отдельным направлением Центра можно считать вовлечение в экосистему образовательной организации социальных партнеров и медиасреды для расширения просветительских задач.

Сохранить в закладках
МОДЕЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА (2024)
Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
Авторы: Вдовин Сергей Александрович, Позднякова Оксана Константиновна

В статье обосновывается важность нравственного воспитания молодого поколения россиян в современных геополитических реалиях. Обосновывается важность разработки модели нравственного воспитания студентов вузов. Аргументируется понимание нравственного воспитания как приобщения к нравственным ценностям. Доказывается, что разрабатываемая модель представляет собой нормативную модель, содержащую проект того, каким образом должно быть организовано нравственное воспитание в высшей школе. Выявлены наиболее общие тенденции моделирования процесса нравственного воспитания в педагогической науке. Обосновывается блочная структура модели и раскрывается содержание целевого (цель, задачи нравственного воспитания студентов), ценностно-мотивационного (традиционные российские духовно-нравственные ценности, принимающие форму мотивов поведения обучающихся), методологического (научные подходы и принципы их реализации), содержательно-проектировочного (ценностные основания учебных дисциплин, внеаудиторной воспитательной деятельности, педагогические условия проектирования содержания нравственного воспитания студентов), методического (формы, методы, средства нравственного воспитания студентов) и результативного (критерии и уровни нравственной воспитанности) блоков. Раскрывается назначение проблемно-диалогического, ценностно-смыслового и ситуационного подходов к организации нравственного воспитания студентов вузов. Предлагается ведущая идея создаваемой модели: воспитание студента как субъекта нравственного развития, стремящегося к такому должному, которое заключено в нравственных ценностях как ценностных основаниях его деятельности.

Сохранить в закладках