Статья: ПРАВДА И ПРАВДИВОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (2024)

Читать онлайн

Актуальность темы статьи мотивируется потребностью осмысления проблемы воспитания учащейся молодежи правдой и в правде, решение которой зависит, в частности, от знания учителем содержания понятий «правда» и «правдивость». Авторы статьи осмысливают содержания понятий «правда» и «правдивость», обращаясь к описаниям соответствующих лексем в словарях русского и французского языка, к трактовке понятий, присутствующей в немногих специальных словарях, а также учитывая функционирование понятий в современных научных и классических этико-философских текстах. Показывается, что ученые-этики употребляют понятие «правда» в значениях принципа нравственности, ценности, порядка бытия и человеческих отношений; понятие «правдивость» - в значениях морального качества и качества души (добродетели), свойства человека, морального правила и ценности. Объясняется суть ценностного конфликта, заложенного в ситуации «лжи по необходимости» или «лжи во спасение». В результате осмысления идей мыслителей и философов Древней Греции о правде и правдивости выявляется, что Гесиод и Орфей употребляют слово «правда» как имя собственное - имя богини Дикэ (Правда) для обозначения правосудия и возмездия, порядка в природе и временах года; Гераклит - в значении справедливого возмездия, справедливости; Парменид - справедливости; Протагор - добродетели; Платон - блага; Аристотель - приговора и расплаты. Платон употребляет слово «правдивость» в значении способности совершать поступок; Аристотель - добродетели. Знание содержания понятий «правда» и «правдивость» важно для теории воспитания в части, относящейся к обоснованию культурологического содержания воспитания правдой и в правде, для практики воспитания - в части, относящейся не только к определению, но и к разработке методов воспитания правдой. Авторы настаивают, что одним из таких методов воспитания правдой и в правде должен стать метод практических нравственных наставлений, в частности, содержащихся в изречениях Семи мудрецов Античности, в увещевательных сочинениях Стои и других классических суждениях о правильной жизни.

Ключевые фразы: учащаяся молодёжь, ВОСПИТАНИЕ, правда, принцип нравственности, ценность, порядок человеческих отношений, богиня дикэ (правда), справедливость, правдивость, моральное качество, ДОБРОДЕТЕЛЬ, моральное правило, ценностный конфликт, благо, способность совершать поступок, нравственные наставления
Автор (ы): Бездухов Владимир Петрович, Бездухов Артем Владимирович
Журнал: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
174. Профессиональная этика
37.01. Основы воспитания, образования и обучения (материальные, теоретические, философские и т.п.)
Для цитирования:
БЕЗДУХОВ В. П., БЕЗДУХОВ А. В. ПРАВДА И ПРАВДИВОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ // САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК. 2024. ТОМ 13, № 3
Текстовый фрагмент статьи